(Мовою оригіналу)
Учебники истории говорят, что глубинными первопричинами войн всегда являлись демографическая и экономическая ситуация в регионе, избыток незанятого в производстве населения, дефицит ресурсов и новых рынков сбыта. С безусловной поправкой на особенности менталитета тех или иных народов.
Глядя на нынешнюю ситуацию на украинском востоке, стабильно-регрессивное состояние некогда "главного кормильца" страны в сочетании с наличием агрессивно настроенного соседа с аналогичными проблемами в экономике и демографии в прилегающих регионах – понимаешь, что учебники истории актуальны как никогда.
Хотя, с другой стороны, не скажешь, что экономика "развитых" стран, с ее постоянным искусственным стимулированием спроса и крайне нерациональным темпом потребления ресурсов, тоже развивается в правильном направлении. А ведь еще есть Китай, со своей уникальной системой ценностей, профицитом людских и технических ресурсов и аналогичным дефицитом продовольствия и территорий.
Накопленные цивилизационные противоречия как-то незаметно набрали критическую массу и вот-вот готовы перерасти в полномасштабный конфликт. Опасность третьей мировой войны обсуждается теперь на самом высоком уровне.
Вопрос в том, будет ли цивилизованное человечество решать свои противоречия "по старинке", или все-таки удастся найти более гуманный компромисс? Ведь оружия для взаимного уничтожения со времен последнего аналогичного конфликта накоплено столько, что до "четвертой мировой", в которой, согласно известной цитате Эйнштейна мы снова будем воевать камнями и дубинками, человечество может не дожить.
Украине в нынешнем мировом противостоянии выпало особое испытание – стать его непосредственным эпицентром. Позитивно, что нынешнее руководство страны более адекватно оценивает ситуацию и осознает свою персональную ответственность за возможные последствия развития "взаимоотношений" с нашим северным "братом".
Учитывая все обстоятельства, попытка президента "поставить на паузу" военный конфликт двух стран, который вот-вот грозит перерасти в полномасштабный мировой – абсолютно логична.
Но чтоб было совсем непросто, нашей стране послан еще один дополнительный "тест" – выборы, которые безотлагательно требовало общество. Критика "мягких" миротворческих позиций президента на выборах – слишком удобная политтехнология, чтоб ей не воспользовались политические конкуренты. Еще более удобная, чем эксплуатируемый с 2003-го года тезис о расколе между Востоком и Западом - к чему это привело, и где сейчас "эксплуататоры" этого тезиса, почему-то никто не вспоминает.
Еще хуже то, что многие политики начинают строить свою предвыборную риторику на критике мирного плана. Хотя риторика эта строится без предложения каких-либо реальных альтернатив…
Значительная часть украинского общества, настроения которого пытаются уловить и отразить в своих публичных выступлениях политики, уверена в необходимости демонстрации всё большей и большей жертвенности.
Парадокс в том, что та же значительная часть общества уверена, что в жертву себя должны приносить не они лично, а кто-то другой за них.
Понятно, что не каждый умеет стрелять и строить защитные сооружения от "Градов". Но как минимум каждый, кто считает необходимым продолжать активные военные действия до "полной и безоговорочной победы", может оказать существенное материальное содействие этой победе, принеся в жертву свое личное благосостояние. Может, но не хочет.
Парковки дорогих ресторанов Киева как и раньше заполнены не менее дорогими автомобилями с номерами разных регионов. За столиками люди читают новости на новых айфонах, громко и решительно рассуждают о том, как "нужно бить врага до конца".
Кое-кто из них наверняка даже звонил со своего айфона на горячую линию и перечислил таким образом 5-20 гривень в поддержку армии, но мало кто решился продать свою вторую-третью машину-квартиру и отказаться от привычного "довоенного" образа жизни во имя Победы, о которой они так много говорят. Что, в прочем, не мешает им осуждать европейцев, которые ради нас, страдающих украинцев, "могли бы и померзнуть из солидарности"…
Безусловно, в нашей стране достаточно сильных духом людей, которые готовы с оружием в руках ценой своей жизни отстаивать целостность и независимость Украины. От них, в первую очередь, зависит наше будущее – и очень хочется, чтобы их количество не уменьшалось, даже путем благородных жертв.
Если приличный молодой человек возвращается поздним вечером домой и встречает у подъезда трех известных на районе бандитов с ножами, которые "вежливо" просят отдать свой телефон и кошелек – конечно, красивей и романтичней принять неравный бой и получить в нем непоправимые увечья. Но может с точки зрения стратегии правильней отдать телефон, выиграть время, запомнить лица и хорошо подготовиться к следующей встрече?...
К сожалению, "северный брат" выбрал для нападения на нас тот момент, в который мы меньше всего были готовы.
Да, впервые за долгое время не стыдно наблюдать с экранов телевизоров за руководителями своей страны – особенно при представлении Украины на высшем международном уровне. Но будем объективны – "мирным" специалистам в военное время, при полной разрухе доставшегося в наследство "хозяйства", тяжело добиться каких-либо реальных результатов в кратчайшие сроки. Тем более, когда общество требует результатов "здесь и сейчас".
Коммунальная инфраструктура почти полностью изношена – и это в регионах, которые не знали боевых действий. Банковская система балансирует на грани полной остановки. Экспортеры, не понимая, когда закончится война, остановились и не возвращают валютную выручку. Судебная и правоохранительная системы – no comments. Армию, как таковую, нужно создавать заново, и так далее…
Безусловно, нужны структурные реформы. Но тот, кто критикует власть за отсутствие перемен и утверждает, что война – не помеха реформам, пусть расскажет, как он будет ремонтировать крышу, когда в доме пожар?
К сожалению, война обязывает менять приоритеты мышления, организации труда, финансирования и т.д. И не мы выбрали эту войну, она выбрала нас…
Необходимы значительные усилия для того, чтобы прекратить войну и перейти к внутренним реформам. К сожалению, не все шаги на пути к миру являются популярными и находят поддержку в "разгоряченном" боевыми действиями обществе.
…Да, законы, принятые 16 сентября противоречивы. Хотя на самом деле – эти законы рамочные, и применять их самостоятельно будет фактически невозможно. Президент сказал – эти законы помогут четко провести грань между борьбой за определенные права отдельных регионов Украины и геополитическими посягательствами соседнего государства. В первом варианте – они будут в дальнейшем исполняться и наполняться юридической силой, во втором – никакие законы не помогут.
Жаль только, что сказал он это на встрече с американскими парламентариями, а не с украинскими.
Понятно, что президент Украины не может публично на всю страну заявлять, что принятые законы – ответ на откровенную ложь Путина и попытка с помощью дипломатической хитрости убедить Россию остановить войну и вывести войска, которых в нашей стране "как бы и нет".
Но об этом, как минимум, должны были знать его прямые подчиненные – губернаторы областей, а также комбаты, участвующие в АТО. Их публичная позиция (к примеру, Таруты) свидетельствует о непонимании позиции президента…
К сожалению, проблема коммуникации существует не только с губернаторами. Что действительно сейчас нужно обществу от власти – это честный и открытый диалог.
Наше общество в полной мере доказало свою сплочённость, адекватность и готовность к любым внешним вызовам. Не нужно скрывать правду, опасаясь паники. Паника скорее возникает от растерянности и недостатка информации.
А паника на войне – вещь недопустимая.
Олександр Морозов, "Українська правда"
, Закарпаття онлайн.Спецпроєкти