Спецзоні "Закарпаття" надбавили строк

(Мовою оригіналу)
Вчера следственная комиссия Верховной рады (ВР) по проверке деятельности специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) обнародовала предварительный отчет, в котором депутаты признали, что спецзоны не стали центрами внедрения новейших технологий и не обеспечили экспортноориентированность проектов.

Спецзоні "Закарпаття" надбавили строкДо отмены льготного режима в марте 2005 года в спецзонах было утверждено 742 проекта стоимостью $7,6 млрд, из которых $2,5 млрд составляли иностранные инвестиции. В течение 2005-2006 годов было отменено 299 инвестпроектов. Всего на 1 января 2007 года в 54 из 72 ТПР и 10 из 11 СЭЗ утверждено 449 проектов на сумму $6,4 млрд, в которых иностранных инвестиций – $2,3 млрд.

Вчера секретариат ВР опубликовал предварительный отчет парламентской временной следственной комиссии по вопросам проверки эффективности функционирования СЭЗ и ТПР, созданной 21 декабря 2006 года для анализа "преимуществ и недочетов" в их работе. В обнародованном отчете члены комиссии признают, что предоставленные субъектам спецзон налоговые льготы (на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль и таможенных пошлин) не обеспечили социально-экономическое развитие депрессивных территорий, а сами спецзоны не стали центрами внедрения новейших технологий (инновационная составляющая инвестиций не превышала 5-7%) и не обеспечили экспортную направленность проектов (70% произведенной продукции реализовывалось на внутреннем рынке), что создавало преимущества "отдельным отечественным производителям". Так, при ввозе полностью произведенных или переработанных товаров из СЭЗ "Закарпатье", "Азов" и "Донецк" на таможенную территорию Украины не взимались НДС и акцизный сбор, что нарушало принципы рыночной конкуренции. При этом на 1 января 2006 года разница между поступлениями в госбюджет и предоставленными налоговыми льготами составила 5 млрд грн, а на 14 из 71 ТПР и СЭЗ "Интерпорт Ковель" и вовсе не начали реализовывать ни один инвестпроект. Примечательно, что комиссия отказалась принимать окончательное решение о целесообразности дальнейшего существования спецзон, предложив парламенту продлить анализ СЭЗ и ТПР до 31 октября 2007 года.

При этом глава комиссии народный депутат Алексей Плотников (Партия регионов) уже сейчас заявил, что одной из рекомендаций комиссии будет сокращение количества СЭЗ и ТПР. "Те структуры, которые работали и выполняли свои инвестиционные обязательства и обязательства перед бюджетом, будут рекомендованы на продление своей работы,– сказал он.– А по зонам, которые не работали, вряд ли будем настаивать на возобновлении". Кроме того, комиссия намерена исследовать возможность "преобразования спецзон в центры внедрения новейших технологий" или создания на их основе экспортноориентированных логистических комплексов.

Эксперты говорят, что деятельность СЭЗ и ТПР уже давно проанализирована и их "эффективность" известна, а члены комиссии намеренно тянут время, отсрочивая предоставление своих выводов. По мнению эксперта Центра им. Разумкова Константина Кузнецова, эта ситуация может объясняться намерениями коалиционных сил "подтянуть под себя финансово-экономические группы", которые могли бы профинансировать их избирательную кампанию. "Будут стимулировать бизнес обещаниями, что в новом (2008.–Ъ) году они получат новые льготы и за счет этого смогут компенсировать потерю финансирования выборов",– предположил он. Напомним, что Минфин предусматривает введение льгот спецзонам с 2008 года в Налоговом кодексе.

При этом аналитики опасаются, что в итоговом отчете комиссии могут содержаться рекомендации ликвидировать не только пустующие спецзоны. "Для комиссии неэффективными могут оказаться зоны, расположенные в западных регионах, а те, которые в восточных и южных, будут признаны эффективными",– предположил старший экономист центра "СASE-Украина" Владимир Дубровский. "Чем ближе промышленно-финансовые группировки к руководству, тем проще будет им получать привилегии в отстаивании своих интересов",– добавил господин Кузнецов.
"КоммерсантЪ"
17 квітня 2007р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Економіка

11:16
/ 20
На Тячівщині виробник меблів планує залучити 160 працівників із Бангладеш
11:26
Продовольча та сільськогосподарська організація ООН (ФАО) вирішила підтримувати малих виробників вина Одеської та Закарпатської областей
18:05
/ 1
Торік на Закарпатті функціонувало 48,8 тис. суб’єктів господарювання, з яких 5,7 тис. – підприємств-юридичних осіб, 43,1 тис. – фізичних осіб-підприємців
00:07
/ 2
Кабмін зареєстрував новий індустріальний парк "Мужай" на території Берегівської громади
16:50
/ 59
НБУ визнав закарпатський "Комінвестбанк" банкрутом
14:26
/ 1
Цьогоріч на Закарпатті за 11 місяців сплатили туристичного збору на 4,2% більше, ніж торік
17:30
За січень–вересень 2024-го на Закарпатті коефіцієнт покриття експортом імпорту становив 0,93
17:38
У пункті пропуску "Лужанка – Берегшурань" запустили оформлення вантажівок
17:20
/ 6
Євроколію на ділянці "Чоп-Ужгород" не зможуть побудувати до кінця року
16:32
/ 1
У Франції відкрили перше у світі індустріальне виробництво целюлози з опалого листя на основі стартапу закарпатця Валентина Фречки
01:03
/ 8
На Закарпатті наразі перебуває 40% усього релокованого бізнесу України
20:35
На третій рік війни об'єми будівництва в Ужгороді майже втричі перевищили довоєнні показники – ЛУН
22:24
Зміни в митному законодавстві ЄС спричинили черги вантажівок перед КПП "Вишнє Нємецьке - Ужгород"
23:35
/ 1
Пов'язана із львівським бізнесменом фірма купила ще один дозвіл на видобуток мінеральної води на Закарпатті
11:11
/ 3
Посуха знищила більшу частину врожаю хурми на Закарпатті
22:05
Торік з прибутками спрацювали 73% підприємств Закарпаття
11:19
АРМА оголосила конкурс на управління ключовим логістичним комплексом Закарпаття "Термінал Карпати"
15:47
/ 2
Завершення будівництва євроколії на ділянці Чоп—Ужгород заплановано на 2025 рік
11:31
/ 1
На аукціонах "Земельного банку" за суборенду землі на Закарпатті ціна за гектар сягла майже 10 000 грн
00:59
/ 3
Підняття мінімальних роздрібних цін на вино стане подарунком для продавців "лівого" вина – Гарновдій
14:59
/ 3
Триває активна фаза будівництва євроколії між Чопом та Ужгородом – "Укрзалізниця"
11:13
Через закарпатську митницю найбільше експортують зерно та деревину, а імпортують - легковики та вантажівки
15:01
Цьогоріч на Закарпатській митниці найбільше податків сплачено за ввезення автомобілів, моніторів і проєкторів, телефонів та водонагрівачів
13:47
/ 1
Індустріальний парк на Берегівщині, один з трьох в Україні, отримає державні 148 млн грн на будівництво залізничних колій та електричної інфраструктури
16:31
З початку року на Закарпатті ціни на продукти харчування та безалкогольні напої зросли на 3,3%
» Всі новини