Основой такой политики России, как "правопреемницы бывшего Советского Союза", стали результаты операций тогда еще советских спецслужб по провокации конфликтов в отдельных республиках СССР, которые демонстрировали явные тенденции к выходу из-под власти Кремля. При этом, действия спецслужб широко опирались на советские/российские войска, которые уже находились в потенциально-проблемных районах.
Так, в 1991-1993 годах подразделения 14 армии ВС СССР/России приняли непосредственное участие в организации вооруженного конфликта в Молдове (Приднестровье), а советские/российские войска в Закавказье - в создании долговременных зон вооруженного противостояния в Грузии (Абхазии и Южной Осетии), а также Азербайджане (Нагорном Карабахе). В это же время начались и активные попытки России использовать Черноморский флот для обострения обстановки в Крыму, где также планировалась (да и сейчас планируется) очередная постсоветская война.
На сегодняшний день, опираясь на достигнутые "успехи", Россия продолжает попытки дробления бывших советских республик на все более и более мелкие осколки, используя для этого как военные (типа агрессии против Грузии в августе прошлого года), так и политико-экономические методы. В частности, а может быть и в первую очередь, последнее включает навязывание идей федерализации стран СНГ, а также поддержку сепаратистских настроений и признание самопровозглашенных республик на их территории.
При этом, помимо использования традиционных "горячих точек", ведется активный поиск новых возможностей для разжигания сепаратизма в неугодных России государствах. Причем, как показывает практика последних лет, конкретные формы практической реализации такого подхода российской стороны зависят от особенностей внутренней ситуации в каждой из стран бывшего СССР.
В частности, для Украины - это федерализация государства с разделом ее на "прозападный северо-запад" и "пророссийский юго-восток", с последующим поглощением Россией "своей половины". Именно подобную цель и имела инициированная Москвой печально известная идея создания так называемой "Юго-Восточной Украинской республики", которую пытались провести отдельные политические силы в период "оранжевой" революции в Украине.
Показательно, что на съезде сепаратистов в Северодонецке, совершенно не стесняясь, присутствовал ни кто иной, как посол России в Украине Виктор Черномырдин. Интересно, что бы сказала российская сторона, появись украинский посол в России в мятежной Чечне где-нибудь в 1999 году? Мы и так постоянно слышим обвинения в адрес Украины со стороны России в том, что в российско-чеченских конфликтах участвовали украинцы, хотя о присутствии каких-либо представителей госструктур, официальных лиц, а тем более подобного уровня, речь не могла идти априори. А со стороны России – пожалуйста, никаких проблем.
Однако главным элементом "федеративной" Украины Россия все-таки считает Крым, где вот уже около 20 лет взращиваются метастазы сепаратизма. Именно там, под руководством и при финансовой поддержке Москвы (в том числе, лично мера российской столицы Ю.Лужкова) созданы самые активные антиукраинские организации, которые действуют на территории Украины. На сегодняшний день основными из них являются "Русская община Крыма", "Русская община Севастополя", "Народный фронт Севастополь - Крым - Россия", "Республиканское движение Крыма", а также "Русский блок" и "Русский фронт". (Список этот неполон, анализ деятельности подобных структур мы выделяем в отдельную тему, материал по которой "ФЛОТ2017" представит своим читателям в ближайшее время).
При этом, в своей работе против Украины они широко опираются на Черноморский флот Российской Федерации, который предоставляет им всю возможную помощь, в том числе, организационно-технического и информационного характера. В частности, на базе типографии ведомственной газеты ЧФ РФ "Флаг Родины" выходит несколько десятков изданий, которые, мягко говоря, проукраинскими назвать проблематично, хотя и имеют юридический статус украинских СМИ.
Кроме того, новым шагом российской стороны в деле развала Украины стали действия России по разжиганию еще одного очага напряженности на украинской территории в среде этнических русинов в Закарпатье.
Прежде всего, это касается инспирирования Москвой (при активном участии Российской Православной церкви Московского патриархата) создания так называемой "Республики Подкарпатская Русь", которую российская сторона пытается противопоставить всей остальной Западной Украине, всегда и уверенно стоящей на твердых европейских позициях.
Хотя, если копнуть глубже, все это не более, чем бред больного воображения "лучшего друга Украины" - заместителя председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ К.Затулина, давно уже потерявшего связь с реальностью на почве своих антиукранских фантазий. Однако это уже совсем другой (клинический) случай.
Однако вернемся к более реальным планам России.
Так, по российскому замыслу, другой постсоветской "федерацией" должна стать Молдова. Именно это и предполагает российский "План Козака" в разных его вариантах (Д.Козак - бывший глава Южного федерального округа России), который предусматривает создание некого объединенного Молдовского государства в составе двух равноправных частей, а именно: легитимной части правобережной Молдовы и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики на левом берегу Днестра. При этом, по задумке Кремля, российские войска конечно же должны будут оставаться в Приднестровье на неопределенное время, как "гарант безопасности в регионе" (также, как и Черноморский флот в Крыму, как "гарант безопасности Украины").
Похожая, но качественно иная ситуация создается Россией в Грузии и Азербайджане. Так, квинтэссенцией российской политики "разделяй и властвуй" стало признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, что оказалось первым прецедентом такого рода в отношениях между Россией и постсоветскими государствами на современном этапе их исторического развития.
Но это еще не все. Так же, как и с Украиной, Россия продолжает поиск новых возможностей по дальнейшему развалу Грузии. С этой целью, в дополнение к Абхазии и Южной Осетии, Москва усиленно насаждает сепаратистские тенденции в Аджарии и Самцхе-Джавахети - этнически своеобразных районах Грузинского государства.
Так, в случае Аджарии, Россия использует недовольство местной власти отдельными аспектами экономической политики правительства Грузии, что, прежде всего, касается неравномерного распределения доходов от работы портов Поти и Батуми, имеющих стратегическое значение для всей страны. При этом, по сообщениям грузинских средств массовой информации, Москва пытается прозондировать позицию Турции в отношении Аджарии (где проживает значительное количество этнических турок), в случае возникновения нового вооруженного конфликта на территории Грузии (в Аджарии), с последующим распадом страны.
В свою очередь, подрывная работа в Самцхе-Джавахети проводится Россией через местных этнических армян (составляют до 80% местного населения, всего около 150 тыс. человек), для чего активно привлекаются националистические партии Армении, в том числе, "Дашнакцутюн", "Джавахк", Молодежный центр "Митк", а также Союз общественных организаций по репатриации и освоения "Еркир". Так, с подачи Москвы, лидеры этих политических сил обвиняют Грузию в "этническом терроре против местного армянского населения", которое "не имеет никакой возможности реализовать свои национальные права". Основываясь на подобных обвинениях, радикальные армянские лидеры выступают за необходимость федерализации Грузинского государства.
По оценкам грузинских экспертов, в рамках общей политики России по развалу Грузии, отдельными целями Москвы в отношении Аджарии и Самцхе-Джавахети являются дальнейшее усиление российского военного присутствия на Южном Кавказе (прежде всего, восстановление военной базы в Ахалкалаки), а также установление контроля над важнейшими транспортно-энергетическими коридорами, созданными без участия России, включая грузинские участки нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум, а также железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Каре.
Что-то подобное применяется Россией и в отношении Азербайджана, который остается основным связующим звеном между Каспийским и Черноморским регионами. Последнее приобретает особенно важное значение для Москвы в условиях значительной активизации усилий США и ЕС по созданию новых транспортно-энергетических коридоров в обход Российской Федерации именно через азербайджанскую территорию.
Так, на фоне перманентной нестабильности в зоне нагорно-карабахского конфликта (приведшего, в свое время, к оккупации российско-армянскими войсками около трети азербайджанской территории), в последнее время отмечается попытки России спровоцировать внутреннее противостояние еще и в северо-восточной части Азербайджана, где проживает значительное количество этнических лезгин. С этой целью при активном участии России делаются попытки создания так называем "Лезгинской национально-культурной автономии", как следующего шага в дальнейшем разрушении Азербайджанского государства.
В частности, под эгидой Комитета по вопросам национальностей Государственной думы РФ, среди лезгинского населения Азербайджана (через этнических лезгин, проживающих в соседних районах российского Дагестана) ведется активная пропагандистская работа сепаратистского характера. В рамках таких мероприятий утверждается о существовании "всех необходимых оснований для признания насильственного разделения лезгинского народа". Исходя из этого, делается вывод о необходимости и целесообразности "пересмотра российско-азербайджанской границы, а также объединения лезгинских территорий Дагестана с северо-восточными районами Азербайджана в целях создания единой Республики Лезгистан в составе России".
Одновременно, в средствах массовой информации РФ проводится масштабная кампания по обвинению Баку в "нарушении прав этнических лезгин на азербайджанской территории". При этом утверждается о "крайне тяжелом положении азербайджанских лезгин", а также попытках Баку "оторвать их от своих исторических и этнокультурных корней". Тем самым фактически провоцируются сепаратистские настроения среди этнических лезгинов, а также формируется общественное мнение о "необходимости возвращения земель, которые принадлежали им исторически".
Именно указанные действия Москвы, а не какие-то там исламские экстремисты, антироссийские националисты или же другие мифические причины и являются главным источником конфликтов на территории постсоветских государств, чего, собственно, и добивается Россия. Впрочем, зерна сепаратизма, посеянные Москвой, как правило, возвращаются к ней же самой, буйно взрастая на пока российской земле.
Так, Москва уже фактически потеряла контроль над Чечней, где под громкие заверения о верности к России, по сути, захватила власть самая экстремистская группировка из всего бывшего чеченского сопротивления во главе с Р.Кадыровым. На сегодняшний день эта клановая группировка не только уже распоряжается всеми нефтяными запасами Чечни, но и добилась расформирования самых боеспособных частей российской армии на территории республики - батальонов спецназа ГРУ "Запад" и "Восток". Да-да, именно тех самых частей, которые смогли переломить в пользу России ситуацию в Северной Осетии в августе прошлого года.
После формального провозглашения Р.Кадыровым "окончания антитеррористической операции в Чечне" готовится вывод за ее пределы и большей части остальных российских войск, что полностью развяжет руки клану кадыровской власти в реализации ее планов. В частности, установления контроля над Ингушетией, а потом и Дагестаном с конечной целью создания единого исламского халифата. При этом, могут быть применены как мирные методы (возрождение Чечено-Ингушской республики), так и силовые действия, как это было осенью 1999 года.
Однако, по последним оценкам ФСБ России, гораздо большие проблемы могут возникнуть в Поволжье, где фактически уже сложились все условия для вызревания двух независимых государств - Татарстана и Башкиртарстана со своими органами государственной власти, экономикой и силовыми структурами. Это может увидеть каждый, побывав, например, в Казани или Набережных Челнах. Кстати говоря, пока Россия "борется за права" русского языка и своих "соотечественников" в Украине, русский язык в Татарстане (заметьте, пока еще российской территории), уже фактически сведен на уровень даже не "второго государственного", а по сути - редко употребляемого диалекта. В свою очередь, в соответствии с местным законодательством, лица, не владеющие татарским языком, не могут назначаться на должности в органах государственной (повторяем, пока еще российской) власти.
Учитывая приведенные обстоятельства, становится понятной та нервозность Москвы, с которой она пытается подавить сепаратистские тенденции в России, там, где она еще может хоть что-нибудь сделать.
Так, уходя из Чечни, Россия наращивает свои войска на других территориях Северного Кавказа, пока еще относительно подконтрольных Москве. При этом, под видом "контртеррористических" операций безжалостно уничтожаются лидеры местной оппозиции, а также все те, кто хотя бы теоретически могут выступить против России.
Как это делается Кремлем, наверное, не нужно никому объяснять. Достаточно просто посмотреть открытое российское телевидение, где безо всякого стеснения практически каждый день показывают реальные эпизоды войны на Северном Кавказе. В том числе и действия российских войск, которые безо всякого сомнения сметают с лица земли целые кварталы российских населенных пунктов под предлогом борьбы с терроризмом.
Что-то подобное готовится в последнее время и в Поволжье, где систематически проводятся масштабные учения частей и соединений Приволжско-Уральского военного округа Вооруженных сил России. Интересно, с кем, кроме собственного народа, можно воевать в самом центре России, где никогда не ступала нога ни одного внешнего захватчика? Хотя, применять российские войска в этом регионе чревато серьезными проблемами самому себе. Особенно учитывая этнический состав российской армии, которая более, чем на 80% состоит из представителей традиционно мусульманских национальностей (татар, башкир, дагестанцев, ингушей, чеченцев и прочих), вряд ли пожелавших бы пойти против своих соотечественников.
Отчего-то, такую же нервную реакцию вызывают у Кремля и вполне мирные попытки украинского населения юго-западных районов России возродить свою самоидентичность в составе Российской Федерации. Так, по последним сведениям из этого региона, ФСБ РФ начала открытые преследования участников объединенного общественного движения "Возвращение", которое было создано на учредительном съезде представителей украинских общин юго-западной России в феврале 2009 года в городе Белгород. Возможно, это связано также с решением примкнуть к "Возвращению" ряда кубанских казачьих организаций, что придает ему реальную силу.
Вот таким представляется сепаратизм "по-российски". Служа орудием в руках Москвы, имеющим, скажем так, не совсем чистоплотное свойство, он является в то же время бумерангом, готовым вернуться к его запускающему со всей своей страшной неуправляемой силой. И трудно уличить Москву, проводящую подобные "эксперименты", в какой-то попытке трезвого анализа аналогичных ошибок, случавшихся в истории не единожды.