Но даже украинское происхождение и относительно невысокая цена машин не спасает от падения спроса. По прогнозам председателя правления и основного совладельца ЗАО "Атолл Холдинг", в этом году украинцы купят вдвое меньше новых машин, чем в прошлом. Причём автомобили на стоянке за окном имеют гораздо больше шансов на продажу, чем их более дорогие собратья.
– Предпочтения потребителей сейчас будут меняться во всём мире. Основой станут недорогие автомобили, ведь люди считают каждую копейку, кредитование практически исчезло. Тот, кто мог купить Volkswagen, будет искать автомобиль подешевле, но с теми же потребительскими характеристиками – например, Skoda. Поэтому основное падение придётся на премиум-сегмент и на категорию выше среднего, а дешёвые и средние автомобили будут продаваться, хотя тоже в меньших объёмах.
– Будут ли снижаться цены на автомобили из-за падения спроса?
– Цена формируется не только исходя из спроса. Есть себестоимость автомобилей. Да, сейчас дешевеет металл, другое сырьё, из-за чего производство комплектующих обходится дешевле. Но ведь и объёмы производства снижаются, а потому себестоимость будет расти.
– То есть цена, наоборот, вырастет?
– Я уверен, что повышение цен будет. Разве что появятся бюджетные модели, с дешёвой комплектацией. Норма рентабельности в автопромышленности слишком низкая, чтобы делать какие-то гиперскидки.
– Тем не менее в последнее время автодилеры один за другим объявляли о скидках.
– То, что мы наблюдали в последние три-четыре месяца, – это фактически прямые убытки либо дилеров, либо производителей. Компании столкнулись с проблемой обслуживания своих долгов, при этом запасы машин на складах были огромны. Проблему попытались решить за счёт продажи этих запасов по любой цене. Поэтому теперь многие дилеры находятся в тяжёлом финансовом положении.
– Значит, вскоре ожидаются банкротства автодилеров?
– В России эти процессы уже происходят. У нас всё непублично, об этом боятся говорить. Но в ближайшие полгода-год мы станем свидетелями таких фактов.
– Во многом спрос на машины падает из-за прекращения кредитования банками. Как вы решаете эту проблему?
– Мы планируем запустить лизинговую программу под бренды Skoda и SEAT. В Европе продажи машин через банковские кредитные программы занимают незначительную долю. Основные же продажи приходятся на лизинговые схемы. У нас лизинг не был популярен: во-первых, наше законодательство несовершенно, во-вторых, есть определённый психологический барьер. Ведь до погашения обязательств клиентом автомобиль находится в собственности лизинговой компании. Иными словами, в техпаспорте не значится фамилия владельца. Но сейчас альтернативы нет – банки практически прекратили кредитование. Кроме того, в лизинге есть и преимущества. Например, в залоге находится только объект лизинга. Многие заёмщики банков думали, что при покупке машины в кредит предметом залога становится только сама машина. На самом деле, если банк изымает авто и средств от его продажи недостаточно для покрытия затрат банка, он имеет право наложить дополнительный арест на другое имущество заёмщика. И это абсолютно законно. Если же клиент лизинговой компании не в состоянии обслуживать долг, он возвращает только автомобиль.
– Вы говорите, что популярность дешёвых машин вырастет. Возможно, настал звёздный час для китайцев?
– Есть такое понятие – "стоимость владения автомобилем". Да, можно приобрести машину по низкой цене, но на этапе эксплуатации и сервиса ты потратишь гораздо больше, чем сэкономил на приобретении.
– Но китайских машин на дорогах становится всё больше.
– Безусловно, нельзя недооценивать фактор цены. Но, наблюдая за продвижением китайских брендов на украинском рынке, могу точно сказать: они имеют определённые сложности. Да, впоследствии качество этих авто будет меняться. Но пока оно ещё далеко от идеала.
– Вы не планируете заниматься китайцами?
– У нас был такой опыт: мы два года занимались китайскими автомобилями. Но затем приняли сознательное решение не двигаться в этом направлении. Посмотрите на Россию: там китайцы совершили рывок, в 2006–2007 годах объёмы продаж росли очень интенсивно. Но потом они полностью потеряли рынок из-за отсутствия сервиса, налаженных поставок комплектующих. И потребитель стал очень осторожно относиться к китайским автомобилям, предпочитая им другие бренды, пусть даже более дорогие.
– Ваш холдинг занимается как импортом, так и производством автомобилей. Значит, от 13-процентной надбавки к импортной пошлине вы в чём-то выиграете, но в чём-то проиграете.
– Сейчас ключевая задача государства – создавать рабочие места в производстве. По такому пути идут все без исключения страны. Смотрите, что происходит в России. При ввозных пошлинах в 25% импорт готовых автомобилей там составил 52,7% от общего количества проданных машин. В этом году пошлину повысили до 35%. По прогнозам, доля импортных машин составит 34–36% – это данные исследования компании Ernst & Young. Да, импорт сократится, но как таковой не умрёт. Это будет стимулировать западных производителей развивать производство внутри страны, причём производство не только автомобилей, но и комплектующих. А это принесёт дополнительные рабочие места и даст толчок экономике.
– В этом году вы собирались строить большой курортный комплекс в Закарпатье. Отложили строительство?
– Мы занимаемся проектированием, вопросами развития, но не собственно строительством. Мы хотели стартовать в этом году с гостиницы на 600 номеров, но решили пока отложить. В целом сейчас любые проекты, связанные с серьёзными инвестициями, внезапно приостановлены. Ведь неизвестно, как долго будет продолжаться падение.
– На этот вопрос сейчас пытаются ответить многие. По вашему мнению, когда мы достигнем дна?
– Дна мы пока точно не достигли. Многое зависит от эффективных мер правительства. Это может быть и месяц, и год, и полгода. Знаете, я иногда думаю, что если бы кризиса не было, его нужно было бы придумать. И хорошо, что кризис наступил сейчас, а не через год или два.
– Чем же это хорошо?
– Последствия будут менее серьёзными. Приведу простой пример. Строительство автоцентра – это огромные инвестиции, нужны большие площади. Но цена на землю стала зашкаливать – все занялись спекуляцией землёй. Автомобильный бизнес этого потянуть в принципе не мог. Покупать за такую цену землю было просто нереально. А сейчас всё встанет на свои места. Реальное состояние нашей экономики может заставить бизнес стать более эффективным.