Еще в 20—30-х годах ХХ века Гуцульской республикой интересовались выдающиеся политики, как например президент Чехословакии Томаш Масарик. О ней, кроме мемуаров, были романы Власа Самчука, Зиновия Кудея, рассказы Василия Гренджи-Донского.
Но советский режим вытравил эту республику из памяти народа. До сих пор широкой общественности неизвестно, что наряду с УНР и ЗУНР в 1918—1919 годах существовала Гуцульская республика.
Когда в октябре 1918 года Австро-Венгерская империя пала, в Восточной («австрийской») Галиции провозгласили Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР). Закарпатье входило в венгерскую часть империи. Здесь уровень национального сознания был ниже. Люди требовали от своих народных советов «добиваться воссоединения» с Украиной. Исключение — Гуцульская республика, ее попытка с оружием в руках освободиться от венгерской оккупации.
В начале ноября 1918 года в Ясине создается отряд местной милиции («Народной обороны») — чтобы не допустить грабежей со стороны венгерских солдат, возвращавшихся домой с Востока. «Народную оборону» (до 250 бойцов) возглавил офицер австро-венгерской армии Степан Клочурак, один из немногих ясинских украинцев, имевший высшее образование.
8 ноября народное собрание жителей Ясини и окружающих сел проголосовало за воссоединение закарпатской Гуцульщины с Украиной и избрало Гуцульскую Народную Раду (ГНР). В нее вошли 42 депутата. Это был законодательно-представительный орган. Возглавил Раду Степан Клочурак. Был образован и исполнительный орган — Главная управа; ее комиссии (военная, административная, продовольственная, лесная, торговая, школьная) выполняли функцию «министерств». Венгерская администрация, жандармерия и пограничная охрана были распущены.
Правительству ЗУНР было передано желание ясинцев воссоединиться с Западно-Украинской Народной Республикой. ЗУНР воевала тогда с Польшей, однако ясинцам пообещали помощь.
Представители Гуцульской Народной Рады приняли участие в работе Будапештского (10 декабря) и Сегедского (18 декабря) конгрессов, которые были созваны правительством Венгрии с целью определения будущего Закарпатья. Ясинцы резче всего выступили против попыток оставить край в составе Венгрии.
Такая позиция озлобила венгерское правительство Кароли. 22 декабря в Ясиню вошел венгерский жандармский батальон. Гуцульская Народная Рада ушла в подполье и на Рождество подняла восстание. В ночь с 7 на 8 января 1919 года венгров — около 500 военных — почти без боя захватили в плен. 10 января еще одно многотысячное вече подтвердило стремление закарпатской Гуцульщины к воссоединению с ЗУНР.
Перед «Народной обороной» встала задача освободить Закарпатье. Из ЗУНР поступила помощь добровольцами и оружием.
Наступление началось 13 января вдоль железной дороги Ясиня—Сегед. Пехоту прикрывали два поезда, вооруженные пушками и пулеметами. За несколько дней были освобождены все украинские населенные пункты современной Раховщины и левобережья Тисы (ныне — на территории Румынии). В Вышеве (нынешняя Румыния) освободителей встретили торжественной процессией во главе со священником, под сине-желтыми знаменами. В освобожденных населенных пунктах избирали старост, назначали военных комендантов. В учреждениях вводился украинский язык. Приступили к восстановлению мостов, дорог, лесных промыслов. Социальная политика направлялась на поддержание малообеспеченных слоев. В частности, скот, продукты из военных складов передавались солдатским вдовам и многодетным семьям.
Вечером 16 января, после боя в предместье — на железнодорожной станции Комора, был взят город Сегед. Украинско-венгерско-еврейское население города вывесило в окнах белые и сине-желтые флаги. Войско двигалось дальше, чтобы воспрепятствовать намерениям мадьяр разогнать всезакарпатское собрание, которое планировалось созвать в Хусте 21 января (собрание все же состоялось: 420 делегатов голосовали за воссоединение Закарпатья с Украиной). Однако на передовые посты «Народной обороны» в 10—12 километрах от Сегеда 17 января напала румынская дивизия, которая базировалась в Бая-Маре. Начались бои. Силы были неравны. Утром 18 января из Сегеда удалось эвакуировать один эшелон с гуцульскими военными, а второй остановился в Коморе, поскольку румыны разобрали пути. В бою погибли 18, ранены 39 украинцев, многие попали в плен.
Ободренные событиями в Сегеде, венгры подняли мятеж. 19 января в Рахове был убит староста П. Попенко и захвачен центр города. Но на станцию прибыл поезд с гуцульским войском из-под Сегеда. Мятежников разогнали. Вскоре Рахов пришлось оставить, он стал буферной зоной между территорией, оккупированной румынами, и Гуцульской республикой. Ее передовые посты стояли в предместье Рахова — Устериках.
Гуцульская республика начала мирную жизнь. Велись лесное хозяйство, торговля с ЗУНР. Оттуда и из УНР, в обмен на лес, а также в кредит, поступало продовольствие, керосин, спички, книги и т. п. Беднейшим жителям их выделяли даром. В Станислав и Коломыю каждый день ходили поезда. В школах обучение велось на родном языке, пенсионеры получали пенсию.
В мае 1919 года поляки отбросили войска ЗУНР за Збруч, и Гуцульская республика потеряла прикрытие с востока. Тогда же румынские войска двинулись на ее территорию, которую, по решению ГНР, сдали без боя. Это себя оправдало, ибо вначале румыны репрессий не применяли. Они начались 11 июня 1919 года, когда румыны узнали, что Главная управа приняла меморандум к Русскому (Украинскому) Совету в Ужгороде с просьбой, чтобы Гуцульщина и Закарпатье присоединилась к Чехословакии (воссоединение с Украиной было невозможно).
Большинство руководителей ГНР и Главной управы арестовали. Однако авторитет этих людей был столь высок, что румынам пришлось их освободить (кроме Степана Клочурака), и они работали в местной администрации. 30 августа 1920 года на смену румынам пришли чехи. Но еще какое-то время в Ясине существовало самоуправление — из бывших деятелей Главной управы.
Гуцульская республика — украинское государственное образование, возникшее по народной инициативе. И хотя поставленная тогда цель не была достигнута, однако существование республики имеет большое историческое значение. Население закарпатской Гуцульщины получило опыт национально-освободительной борьбы, окончательно осознало себя украинцами. Существенных проявлений русинства, в том числе политического, от местных жителей не исходило. Простые жители Раховщины поныне относятся к феномену русинства как к выдумкам «платной антиукраинской агентуры». Кстати, Раховский райсовет резко осудил решение Закарпатского облсовета о признании «национальности русин», объявив о его недействительности на территории района.
Владимир Пипаш,научный сотрудник НИИ украинистики Ужгородского национального университета, депутат Закарпатского областного совета