Олег, на днях стало известно, что в одну из компаний «Атолл Холдинга» — «Евро Лизинг» — вошли два иностранных инвестора. Почему вы решили продать 25% акций? И за сколько был продан этот пакет?
Компания искала портфельного инвестора, который сильно не менял планов подхода к управлению бизнесом, позиционированию компании, стал полноправным партнером. Мы не рассматривали предложения от стратегических инвесторов.
Сумма сделки будет обнародована после ее завершения, одно могу сказать сегодня точно — уставный капитал компании «Евро Лизинг» после завершения сделки превысит 100 миллионов гривен.
Сотрудничество должно вам помочь выйти на новые рынки? Если да, то какие?
Мы говорим о финансовых рынках, о рынках заимствований с меньшими процентными ставками, о других механизмах финансирования/рефинансирования портфеля активов лизинговой компании — синдицированных кредитах с зарубежными банками-участниками, прямом финансировании от таких международных структур, как ЕБРР, кредитных нотах. Первые заимствования мы планируем осуществить до конца лета текущего года.
Потребности в займах для «Евро Лизинга» на 2008 год составляют порядка 200 миллионов евро, а в трехлетней перспективе суммы в разы больше.
Когда вы начали производить автомобили группы Volkswagen, открыв в Закарпатской области завод «Еврокар», то весомую поддержку вам оказал Укргазбанк. Как вы вышли на него?
Меня и почетного президента Укргазбанка Василия Горбаля связывают давние дружеские отношения. Мы знаем друг друга не просто в разрезе банкир-клиент, но и как близкие друзья.
Укргазбанк не только финансировал наш проект, но и поддержал на этапе становления.
И сколько составили первоначальные инвестиции в проект?
Инвестиции в первую очередь завода «Еврокар» составили 15 миллионов евро.
Василий Горбаль имеет долю в «Еврокаре»? Он входит в состав акционеров компании?
Как физлицо Горбаль не является совладельцем. Акции предприятия распределены между несколькими юрлицами, при этом я — единственное физическое лицо — акционер (миноритарный). Мажоритарным акционером «Еврокара», который входит в состав ЗАО «Атолл Холдинг», является ООО «МИГ» («Международная инвестиционная группа»). Более детально состав акционеров с их долей в компании не разглашается.
Какую сумму вы взяли в кредит и сколько вложили сами в развитие компании?
На сегодня сложно говорить о конкретной сумме первоначальных инвестиций. Могу сказать, что если предприятие создается с «нуля», то банковские кредиты составляют 50-60% необходимой суммы. Приблизительно такой схемы бизнеса мы и придерживались в начале проекта. Как правило, после того как предприятие встало на ноги — проект уже довольно «раскрученный», а риск минимальный, — заемные средства достигают примерно 70% всех необходимых инвестиций.
Подо что вам был дан кредит?
Под определенные поручительства. После чего выведена система финансирования и этапы предоставления кредита. Обеспечением кредита стало поэтапное введение объектов в эксплуатацию.
В каких финучреждениях вы сейчас берете кредиты?
Мы работаем практически со всеми крупнейшими банками страны — УкрСиббанком, Кредитпромбанком. Но на сегодня ни один отечественный банк не может полностью удовлетворить наши потребности. Поэтому параллельно мы активно привлекаем иностранные кредиты. Это займы как в банках, так и в других финансовых структурах, в частности в инвестиционных компаниях (например, Unicredit — ранее HVB Банк, DEG (Deutsche Entwicklungs Geselschaft).
Почему вы так и не вышли на IPO? Что помешало?
Мы говорили о том, что не исключаем размещения акций на международной бирже. Однако на сегодня нет необходимости привлечения дополнительного капитала, так как мы имеем достаточно собственных средств для развития проектов компании. Хотя это не означает, что мы полностью отказываемся от IPO и не рассматриваем такой возможности в будущем.
Ваша компания занимается сборкой автомобилей Skoda. Как с самого начала шел процесс переговоров с представителями немецкого холдинга?
На текущий момент на заводе «Еврокар» производят не только все модели марки Skoda, но также Volkswagen и Seat. Что касается процесса переговоров, то, безусловно, в то время для нас было довольно непросто получить необходимую документацию для открытия собственного производства. Мы активно изучали подобную деятельность в сфере автопромышленности в Европе, США, Японии.
Естественно, с чешской и немецкой сторон были определенные сомнения в том, сможем ли мы реализовать данный проект в Украине на должном уровне. Тем не менее завод «Еврокар» был построен практически за полгода. Этот фактор убедил концерн Volkswagen и Skoda, что мы являемся надежным партнером и будем выполнять взятые обязательства.
Сложности с сертификацией производства были?
Те требования, которые нам выдвигаются, возможно, даже более сложные, чем те, что предъявляются собственным заводам Volkswagen в мире. Все процессы у нас проверяют специалисты Skoda Auto и Volkswagen Group.
Почему Volkswagen не получил часть акций компании?
Любой производитель заинтересован в том, чтобы производство его продукции было под контролем, поэтому мы довольно плотно сотрудничаем с немецким концерном. Но доли Volkswagen на текущий момент в нашей компании нет, хотя я не исключаю возможности продажи части акций немецкому концерну. Все зависит от того, насколько стороны будут готовы к такому решению.
Часто представители Volks-wagen приезжают на завод и проверяют качество работы?
За соответствием системы качества на заводе группа иностранных экспертов следит практически еженедельно.
Ваша компания озвучивала планы сборки в 45 тысяч авто в год. Через сколько лет будут достигнуты такие показатели?
Мы планируем выйти на этот уровень в текущем году.
Вы также занимаетесь созданием «Индустриального парка Соломоново», который будет специализироваться на производстве комплектующих для автомобилей. Сколько вам стоило его строительство?
Для реализации проекта потребуется около 260 миллионов долларов. На сегодня в разработку этого проекта мы привлекаем партнеров, которые дадут нам технологии для производства и рынки сбыта для развития. Количество инвестиций зависит от партнеров, которые будут работать в «Индустриальном парке».
Что именно там будет производиться и какой финансовой отдачи вы ожидаете от этого проекта?
Там будет размещено как производство компонентов, так и деталей для автомобилей — кресел, рулевых колес, панелей приборов управления и т.д.
А отдача будет зависеть от того, какие компании мы сможем привлечь для работы над проектом.
Наш холдинг выступает девелопером в этом проекте.
«Индустриальный парк» в первую очередь будет производить комплектующие для своих авто?
В основном продукция будет поставляться за рубеж, ведь открывать такое производство для 100 тысяч автомобилей — нерентабельно. Мы рассчитываем на объем производства на заводе «Еврокар» порядка 120 тысяч автомобилей в год, в то время как «Индустриальный парк» сможет обеспечивать компонентами миллион автомобилей. Поэтому наша компания будет поставлять продукцию на другие заводы в Румынии, Словакии, Венгрии. Ведутся переговоры также с производителями из стран СНГ и, безусловно, с другими украинскими производителями.
После вступления Украины в ВТО налог на ввоз авто уменьшится с 25 до 10%. Как это отразится на вас?
На мой взгляд, это серьезно ударит по отечественному автопрому. 15 лет наша страна туда стремится, но нет четкого понимания, с какой целью, каким образом и какой будет получен от этого результат. На сегодня никто не представляет, что мы от этого выиграем, а что потеряем. Не исключаю, что после вступления Украины в ВТО к нашей стране потеряют интерес потенциальные инвесторы, которые уйдут в другие страны, например, в ту же Россию.
Что касается нашей компании, то мы готовились к конкуренции в любых условиях ведения бизнеса, поэтому готовы к высококонкурентной среде. За все годы развития компании мы не получали специальных субсидий и льгот от государства.
Готов ли украинский автопром перейти на производство машин, отвечающих нормам Евро 3 и Евро 4?
Завод «Еврокар», равно как и другие производители в Украине, готов перейти на Евро 3 и Евро 4. На самом деле в большей мере существует проблема с импортом в нашу страну автомобилей, не отвечающих этим стандартам.
Кто из компаний, собирающих авто в Украине, может «выйти из игры» в результате потери льгот, которые у компаний были до вхождения нашей страны в ВТО?
У производителей в Украине на сегодняшний день нет никаких льгот. После вступления Украины в ВТО, скорее всего, выживут все предприятия, но при этом произойдет перераспределение долей рынка.
Помимо автомобильного и строительного бизнеса, в какие направления у вас есть планы вкладывать деньги?
В первую очередь это туризм и рекреация — наш новый крупный амбициозный проект по созданию комплекса услуг, не имеющий аналогов в Восточной Европе. Он включает все этапы —от создания инфраструктуры до строительных работ по возведению отелей и их запуска в работу.
В каких городах и когда вы планируете строительство отелей? Есть ли уже разрешения на их строительство?
Работы по возведению комплекса и строительству в Закарпатье уже начаты, однако это долгосрочный проект, реализация которого займет от 5 до 25 лет. И он будет вводиться в эксплуатацию поэтапно.
Олег Боярин
председатель правления ЗАО «Атолл Холдинг»
Родился 20 октября 1971 года в Киеве.
Окончил Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса.
1996 год — организовал и возглавил предприятие «Автотрейдинг».
1997 год — замглавы правления ЗАО «СП Автотрейдинг». Основными направлениями работы предприятия стали импорт и реализация автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, KIA, Skoda.
2001 год — возглавил ЗАО «Еврокар», предприятие по производству легковых автомобилей Volkswagen Group в Украине, когда ЗАО «СП Автотрейдинг» было реорганизовано в группу компаний.
Женат, воспитывает троих детей.
Более 1900 человек работают сегодня в «Атолл Холдинге»
«Атолл Холдинг»
Группа компаний, в состав которой входит более 40 предприятий по 5 основным направлениям деятельности:
автомобильное (производство, дистрибуция и развитие дилерской сети);
инвестиционно-строительное (строительство производственных мощностей, автоцентров, промышленных и торгово-сервисных центров и т.д.);
финансовое (финансовые услуги: кредит, лизинг, страхование);
туризм и рекреация;
девелопмент.
ЗАО «Атолл Холдинг» создано 6 декабря 2000 года как управляющая компания группы компаний «Атолл Холдинг».
68 тыс.автомобилей марки Skoda было собрано на мощностях компании «Еврокар» в 2002-2007 годы
Подразделения автомобильного направления «Атолл Холдинга»
ЗАО «Еврокар» — официальный производитель автомобилей марок VW Group (Skoda, Volkswagen, Seat) в Украине.
ООО «Еврокар» — официальный поставщик автомобилей марки Skoda в Украине.
ЗАО «Формула Мотор Украина» — официальный импортер автомобилей марки Seat в Украине.
В автомобильное направление ЗАО «Атолл Холдинг» также входит розничная сеть дочерних предприятий по реализации автомобилей марок Skoda, Seat, Volkswagen, Hyundai, представленных в Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Львове, Виннице.
Микола Шпарук 2013-03-10 / 15:23:10
Для початку хочу отримати відповідь на запитання: Пане Олег уточніть будь ласка -
Якими пільгами користувався чи ще користується ЗАТ "Єврокар", на підставі яких нормативних документів та який термін надання цих пільг у часі?