По своему географическому положению Украина имеет выгодное транзитное положение, связывающее Восток и Запад. На сегодняшний день существуют все предпосылки, что тенденция увеличения в сфере транзитных перевозок пассажиров и грузов через Украину будет расти. Поэтому «Укрзализныця» одним из приоритетных своих направлений видит усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере транзитных перевозок, что позволит упростить контроль грузов на границах, позитивно повлияет на работу украинских железных дорог, и даст возможность выйти на новый более качественный уровень совместной работы с железными дорогами стран Европы и Азии, информирует пресс-служба Донецкой железной дороги.
В результате процессов реструктуризации и реформирования, за последние годы на железных дорогах стран СНГ и ЕС создано целый ряд транспортных компаний различных форм собственности, которые выражают желание работать с «Укрзализныцей» в сфере международных перевозок.
Сегодня «Укрзализныця» непосредственно взаимодействует с железными дорогами Российской Федерации, Беларуси, Молдовы, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии через 56 пунктов перехода границы и с 13 портами Черного и Азовского морей.
С целью реализации Программы интеграции Украины в ЕС, в частности, адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС 5 июня 2003 года принят закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции про международные железнодорожные перевозки (КОТИФ)». Украина присоединилась к европейскому транспортному праву отдельными участками железнодорожной сети с ширенной колеи 1435 мм: Дяково/Халмеу – Батево – Чоп/Чиерна над Тисой и Чоп – Захонь – 112 км; Медыка/МостискаII – Мостиска I – 13 км; Еперешке/Батево – Мукачево – 34 км; Дорохуск/Ягодин – Ковель – 66 км.
Помимо этого с 1 сентября 2006 года благодаря унифицированной накладной ЦИМ/СМГС возможно отправлять груз без дополнительных переоформлений на границе, а также накладную можно применять в качестве таможенной декларации при транзитных перевозках по территории Украины.