В предыдущие годы приглашенные театры представляли камерное искусство, а на этом уже четвертом фестивале расширилась не только география — Украина, Крым, Россия, Турция, Узбекистан, Татарстан, но было показано 10 спектаклей для большой сцены.
АД ИЛИ РАЙ?
Открылся «Ковчег» спектаклем хозяев — Крымскотатарского театра и недавней премьерой «Между небом и землей» экс-киевлянина, актера, режиссера и писателя, ныне живущего в Америке, Игоря Афанасьева, (перевод Ш. Селим). Сюжет спектакля — столкновение мечты и реальности. Рассказав истории жизни трех женщин, драматург решил исследовать вечную тему — любовь, их желание идти за ней хоть в ад, хоть в рай. Собственно говоря, в раю эти женщины в исполнении Алие Темиркаяевой (Синтия), Луизы Усеиновой (Джулия), Лемары Джелиловой (Мими) и оказываются. Реальность тесно переплетается в фантазии автора с его представлением о жизни загробной. Режиссер Ольга Дмитриева предлагает свое представление о том туннеле, в который якобы увлекается человек, переходя за грань жизни. Там все оказалось компьютеризировано и странно, как странны униформисты, встречающие на том берегу Стикса. Ангел-хранитель (Эльдар Джелилов) пребывает настолько под влиянием трех женщин, оказавшихся между жизнью и смертью, что решает покинуть небо ради земной любви. В погоне за любовью, или за ее иллюзией, все герои ведут себя по-разному. Режиссер находит яркие театральные отражения стремления непохожих друг на друга женщин. Образом спектакля становится яблоко, воспринимаемое запретным плодом. Что ж, в каждой женщине — частичка души ее прародительницы Евы…
ПОГОВОРИМ О ЛЮБВИ
Пьеса чешского драматурга И. Губача «Корсиканка» — в поле зрения многих театральных коллективов. Не обошел вниманием ее и один из старейших театров России, имеющий 150 летнюю историю — Оренбургский драматический театр им. М. Горького. Режиссер спектакля, худрук театра Рифкат Исрафилов пытается создать на сцене внутреннюю драму человека и властителя половины Европы — Наполеона Бонапарта. Исторический анекдот о приезде на остров Св. Елены, где император доживал в заточении свои последние дни, его землячки, корсиканки Жозефины, можно воспринимать только как версию, хотя основания считать эту ситуацию правдивой не совсем беспочвенны. В спектакле Наполеон (Олег Ханов) и Жозефина (Наталья Беляева) предстают обыкновенными мужчиной и женщиной. Былая слава, величие выносятся за рамки, остаются где-то в прошлом. Перед лицом неизбежности и вечности отброшено все наносное и у персонажей происходит оценка прожитой жизни. В спектакле использовано много музыки, изобретательны пластические решения, искрометные шутки и юмор не раз заставляли зрителей смеяться. И хотя все действо воспринимается комедией, присутствует в спектакле звенящая нота искренности, настраивающая на серьезный лад, на размышления о психологии гения-тирана перед той последней чертой, когда все люди становятся просто людьми.
Одесский молодежный драматический театр привез на «Крымский ковчег» одну из знаменитых пьес мирового репертуара — «Филумену Мартурано» Эдуардо де Филиппо. Этот женский образ — мечта многих актрис. Одесская Филумена — Юлия Пляшкова соединяет в своей героине страсть, любовь, разочарование, возмущение от предательства и желание примирения. В этом многоликом образе воплотилась мысль о сильной женщине, которая выстоит перед всеми ударами судьбы и в этом ей поможет ее окружение — близкие и друзья.
Муниципальный городской театр Стамбула (Турция) уже второй раз участвует в «Ковчеге». Ныне они представили спектакль как восточное и страстное действо. Трагедия «Преступление под звездами» Ельчин — история отношений мужчины и женщины, вечная как мир. Возлюбленный Женщины (Эльчин Алтындач) — ее бывший ученик, представитель нового поколения (Эмрах Озертем). Как разрешить противоречия такой любви, как найти им верное решение? Может, все-таки нет выхода, когда под звездами бушуют настоящие страсти?
ПРИТЧИ О ЖИЗНИ
Серьезную тему будней современной армии поднял в спектакле «Чморик» В. Жеребцова Новый художественный театр Челябинска, (режиссер Евгений Гельфонд). Пьеса, созданная по материалам реальных событий, поражает своим драматизмом. В персонажах, которые можно рассматривать как определенные схемы человеческих характеров: плохой — хороший, справедливый — наивный, сила и слабость присутствуют одновременно. Герои — молодые люди, оказывающиеся в одном пространстве воинской части, но исповедующие совершенно различные ценности, демонстрируют свое отношение к жизни, к сложившейся ситуации. Финал спектакля трагичен, погибает не самый слабый, в борьбе за справедливость из жизни уходит тот, кто пытался остаться человеком в бесчеловечной ситуации...
В совсем другой мир попали зрители на спектакле Национального академического драматического театра Узбекистана (Ташкент) — «Притча о красном яблоке» Х. Аббаса в постановке Минавара Абдуллаева. Эта классическая комедия в чем-то напоминает знаменитую «Хануму». Здесь тоже девушка на выданье. В селении немного женихов и бабушка (Дилбар Икрамова) ищет для внучки Равшаны (Мадина Мухтарова) самого достойного. В этой притчевой драматургии — много пластов, поднимающих и стремление к национальной самобытности, и верность традициям, обычаям, и уважение к старшему поколению, желание прислушаться к их мудрости и советам. И как результат — возможность сделать правильный выбор в жизни. Тогда все будет весело и хорошо, а добрая шутка не помешает серьезным решениям...
Два украинских театра обратились к зарубежной драматургии. Днепропетровский академический украинский музыкальный драмтеатр им. Т. Шевченко показал драму Г. Запольской «Джокер», (режиссер Евгений Морозов). А Закарпатский русский драмтеатр из Мукачево — драму «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, (режиссер Евгений Тыщук). Невероятные жизненные ситуации сделали эти спектакли яркими театральными историями, в которых зритель смог подсмотреть некие решения собственных житейских коллизий и которые помогли ощутить опасность разрушения своего внутреннего мира, предостерегли о возможности стать одной из фигурок Стеклянного зверинца и проиграть, даже имея в своей колоде джокер...
О ценностях мнимых и настоящих поведал спектакль «Сыер» («Корова») Никмета Татарского академического театра им. Галиасгара Камала (Казань), (режиссер Эдуард Шаихов). Это одна из лучших работ в репертуаре театра, недавно отметившего свой 100 летний юбилей. В комедийной чехарде пребывают герои спектакля, некогда состоятельная интеллигентная семья, желая иметь стабильный доход, продает фамильные драгоценности и покупает … корову. Казалось бы, это может решить бытовые проблемы, но увы, их только прибавляется. Манера психологического театра убедительно сосуществует в спектакле с яркой внешней формой.
АХ, ВОДЕВИЛЬ...
Российскую столицу представлял театр «У Никитских ворот». Москвичи привезли знаковый свой спектакль, который в их репертуаре с 1983 года. По известной сентиментальной повести Карамзина «Бедная Лиза» Марк Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских ворот» написал мюзикл с собственной драматургией, музыкой и режиссурой. Стихи сочинил Юрий Ряшенцев, новую сценографическую редакцию сегодняшнего спектакля осуществила Ксения Шимановская. Несмотря на давность сценического существования, «Бедная Лиза» продолжает претендовать на свежесть зрительского восприятия, а публика, не знакомая прежде с творческой манерой Розовского, открывала для себя необычность его режиссерского решения. История бедной девушки Лизы (Вера Десницкая), живущей с матерью (Галина Борисова) и соблазненной богатым дворянином Эрастом (Станислав Федорчук), построена в духе классического водевиля, где одновременно существуют актерские школы и переживания, и представления. Персонажи взаимо действуют друг с другом и комментируют свои же действия, читают карамзинский текст и тут же воспроизводят его в своем изложении. Получались у них это весело, ярко, изобретательно и свежо. Актеры словно купаются в музыке, хореографии, виртуозно воспроизводя перипетии сюжета. Легко и непринужденно, как в настоящем актерском капустнике, когда кажется, что репризы возникают из только что родившейся импровизации. Приемы построения мизансцен и действия тоже, кстати, из области капустников. Этот легкий взгляд на грустную, в общем- то, историю об обманутой доверчивой и милой девушке, уводит от ощущения печально-сентиментального Карамзина к ироничному Розовскому.
Кстати, мюзикл «Бедная Лиза» видели зрители таких престижных театральных форумов, как Эдинбургский и Авиньонский, а также Фестиваль европейских спектаклей в Гренобле. Теперь к перечню своих фестивальных трофеев театр «У Никитских ворот» может прибавить и «Крымский ковчег 2007». А у симферопольских зрителей останутся в памяти спектакли, которые они увидели благодаря «Ковчегу».