В цеху заводу "Єврокар"
По расчетам ВААИД (Всеукраинская Ассоциация автоимпортеров и дилеров), для рентабельности крупноузловой сборки (SKD-0) необходимо инвестировать всего $5 млн. и производить 5-15 тыс. авто в год; мелкоузловой сборки (SKD-1) – $10 млн. и 15-25 тыс.; мелкоузловой сборки с покраской (MKD) – $70 млн. и 25-40 тыс.; мелкоузловой сборки со сваркой (CKD) – $15 млн. и более 40 тыс. автомобилей в год.
Пошлина при импорте машин составляет 25%, тогда как при ввозе комплектующих к ним – всего 5%. Даже после вступления Украины в ВТО льготы для автосборщиков будут действовать не менее трех лет.
Сборку авто зарубежных брендов ведут Луцкий автозавод (Hyundai, KIA), "Еврокар" (Skoda, Volkswagen, Seat, Audi), Кременчугский автосборочный завод (SsangYong, Geely) и "ЗАЗ" (Chevrolet, Opel, Daewoo).
В 2005 г. доля крупноузловой сборки достигала 65%, в 2006 году она снизилась до 59%, доля мелкоузлового производства выросла до 20%.
"Еврокар"
В январе нынешнего года завод в с. Соломоново (Ужгородский район, Закарпатская область) выпустил 50-тысячный автомобиль (с начала деятельности в марте 2002 года).
С 2002-го завод мощностью 45 тысяч в год осуществляет серийное производство автомобилей Skoda Octavia и Fabia, с 2003-го – Skoda Superb и Volkswagen, с 2004-го – Audi, с 2006 г. – Seat.
Все эти бренды принадлежат Volkswagen Group, с заводов которого поступают комплектующие в Закарпатье.
Из моделей Volkswagen, выпускаемых на заводе "Еврокар", основная часть приходится на Passat В6, также собираются VW Bora, Golf V, Golf Plus и Jetta. Также осуществляется сборка Audi A4 и Audi A6.
В 2007 г. начнется крупноузловая сборка автомобилей Skoda Roomster и Skoda Octavia Scout (пятидверный универсал повышенной проходимости с турбированным бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. или турбодизелем мощностью 140 л.с.).
С сентября минувшего года начато производство автомобилей Seat методом крупноузловой сборки. Первой налажена сборка пятидверного хэтчбека Leon, стоимость которого составляет от 18 тысяч евро.
Также освоен выпуск моделей Altea и Toledo, автомобили комплектуются моторами – бензиновыми объемом 1,6 л (102 лс) и 2,0 л (150 лс), а также турбодизельными объемом 1,9 (105 лс) и 2,0 л (140 лс). Стоимость Altea от 18 300 евро, Toledo от 18 600 евро.
В будущем "Еврокар" планирует освоить производство автомобиля Seat Ibiza.
ЗАЗ
В настоящее время на ЗАЗе налажено полномасштабное производство автомобилей (завод в Запорожье мощностью 150 тыс.) "Таврия", "Славута", Sens, ВАЗ, Opel Astra, Lanos, крупноузловое (завод в Ильичевске мощностью 40 тыс.) – Daewoo Nubira II, Mercedes, Dacia Solenza и Chevrolet. В 2006 году доля автомобилей, изготовленных методом полномасштабного производства, составила 68% (в 2005 году – 61%).
С 2008 г. популярная модель Sens будет замещаться новой – ЗАЗ Lanos 1,4 с новым мелитопольским двигателем 1,4 л (77 лс) и польской коробкой передач. Новый двигатель мощнее 1,3-литрового МеМз-307, устанавливаемого на Daewoo Sens и "Славута", соответствует нормам токсичности Евро-2, с перспективой достижения и норм Евро-3. Lanos 1,4 получил другую облицовку радиатора, "решетка Daewoo" останется только на 1,5-литровых моделях. Авто будет позиционироваться в сегменте Sens'a, по предварительным данным, его стоимость составит около 42000 грн. Массовые продажи ЗАЗ Lanos 1,4 начнутся уже в июле.
А вот представленная на автосалоне SIA’ 2007 новая (рестайлинговая) модель Lanos M, встанет на конвейер в Запорожье только в 2009 году.
В 2002 г. на Ильичевском автосборочном предприятии ведется крупноузловая сборка автомобилей Mercedes-Benz Е-класса. С марта 2002 года по декабрь 2003 года здесь произведено 600 легковых автомобилей Mercedes-Benz, в основном Е240.
В 2003 г. с корпорацией General Motors заключено соглашение по началу производства автомобилей Opel Vectra, Astra, Omega и Corsa в Украине. Серийный выпуск начался с 2004 г., при этом, Opel Astra – стала первой иномаркой, полноценное производство которой освоили в Украине. Украинская составляющая стоимости Opel Astra, произведенной в Запорожье превышает 50% (выполняются операции по сборке, сварке и покраске кузовов).
С 2004 года в Ильичевске начата крупноузловая сборка автомобилей Chevrolet и Chrysler. С 2007 г. стартовало производство внедорожника Chevrolet Captiva.
Цены – от $31089 за автомобиль с 133-сильной "четверкой" объемом 2,4 л до $38561 за машину с двигателем V6 3.2 мощностью 225 л.с. Коробка передач – либо пятиступенчатая "механика", либо четырехступенчатый "автомат".
Также "УкрАвто" ведет в Ильичевске сборку китайских авто Chery. Крупноузловая сборка моделей Chery Amulet (A15) и Eastar (B11) началась в 2006 году. В нынешнем году запускается сборка моделей QQ (S11), Tiggo (T11) и Elara (A21).
Собирающаяся в Ильичевске микролитражка Chery QQ стоит 49,4 тыс. гривен и больше, что выше ее конкурента по классу – ВАЗ-1118 "Калина" российской сборки. Однако китайские авто укомплектованы богаче российских, имеют более современную конструкцию, их гарантийный пробег – 100 тыс. км против 35 тыс. км для ВАЗов (при одинаковом сроке гарантии – 2 года).
В 2007 году ЗАЗ планирует произвести 60 тыс. Lanos Т-150, 40 тыс. Chevrolet, 12 тыс. Opel, 15 тыс. Chery, около 50 тыс. ВАЗ 2107 и ВАЗ 21093,99.
"Богдан"
В соответствии с программой переноса производственных мощностей, производство автобусов переводится на ЛуАЗ, а легковых автомобилей – в Черкассы, где идет строительство завода по полноценному производству легковых и грузовых авто (сварка, окраска, сборка).
В конце 2007-го здесь запустят мелкоузловое производство автомобилей ВАЗ "десятого" семейства и 1118 "Калина" мощностью около 70 тысяч автомобилей в год. Рядом строится аналогичный завод по полноценному производству корейских автомобилей – Hyundai и Kia (Picanto, Rio, Cerato, Magentis, Opirus и Sorento).
На украинском рынке стоимость модели Hyundai Santa Fe производства ЛуАЗа колеблется от 130 до 170 тыс. грн. в зависимости от комплектации.
Цены на Hyundai Elantra 2.0 GLS (седан, двигатель 2.0 л, механическая трансмиссия) начинаются от 96100 грн. На ЛуАЗе автомобили Elantra выпускаются с кузовом типа седан и 5-дверный хэтчбек. Комплектуется Elantra 1,6 л бензиновым DOHC 16-ти клапанным 4 цилиндровым двигателем мощностью 104 лс, или 2,0 л бензиновым DOHC 16-ти клапанным 4 цилиндровым двигателем с системой CVVT (постоянно изменяемыми фазами газораспределения) мощностью 141 лс. Стоимость KIA Cerato 2.0 "механика" стартует от $20 тыс.
В минувшем году ЛуАЗ расширил выпуск модельного ряда легковых автомобилей КIA, поставив на конвейер модели Carnival, New Magentis, Sportage.
В текущем году планируется освоить производство новых моделелей Hyundai – Accent, Sonata NF, Santa Fe New, а также Кіа – Opirus New, Cee’d, Carens.
КрАСЗ
"Кременчугский автосборочный завод", входящий в корпорацию "Автоинвестстрой", в 2006 году выпустил 19,4 тыс. авто. Помимо автомобилей ВАЗ (17373 штуки), собрано также 370 единиц корейских внедорожников SsangYong.
Завод завершает выпуск "вазовской классики" (Lada 2104 и Lada 2107), продолжает производство автомобилей "десятого" семейства (универсалы "ВАЗ-21112" и "ВАЗ-21114", а также 5-дверный хэтчбек "ВАЗ-21124"), наращивает выпуск корейских SsangYong и ставит на конвейер китайскую Geely.
В декабре 2005 года КрАСЗ начал серийный выпуск внедорожника (методом крупноузловой сборки) Ssang Yong Rexton, а в марте 2006 года Ssang Yong Kyron.
В торгово-сервисной сети корпорации "АИС", в которую входит КрАСЗ, стоимость внедорожника Rexton в зависимости от комплектации составляет от $36 тыс. до 40 тыс., а Kyron – от $31 тыс. до 41 тыс. В декабре 2007 г. КрАСЗ начал сборочное производство рестайлинговой версии внедорожника Rexton – Rexton II. Стоимость Rexton II в зависимости от комплектации варьируется от $32 до 40 тыс. Внедорожники комплектуются 2,0-литровым турбодизелем мощностью 141 л. с.
С подписанием импортерского контракта с корейской компанией "АИС" планирует увеличить объем продаж SsangYong до 1600 автомобилей. Это будет достигнуто за счет увеличения производства на КрАСЗ, где налажена сборка сборка моделей SsangYong Rexton и Kyron (20-40 автомобилей в месяц), а также за счет выведения на рынок и сборки новой модели – молодежного кроссовера SsangYong Actyon.
Уже в марте текущего года на КрАСЗе началась сборка китайских автомобилей Geely и FAW Jinn. Оба автомобиля оснащены инжекторными бензиновыми двигателями (Euro-2) и в базовой версии получат антиблокировочную систему ABS, кондиционер и подушки безопасности. Городская микролитражка FAW Jinn по компоновке и техническим характеристикам близка к корейской Daewoo Matiz и китайской Chery QQ.
Корпорация "АИС" позиционирует Geely как бюджетный автомобиль С-класса, конкурирующий с российскими машинами и "корейцами" украинской сборки. Качество китайских автомобилей с каждым годом повышается и сегодня ненамного уступает европейским. АИС предоставляет длительную гарантию на эти автомобили – 3 года или 100 тыс. км пробега. В текущем году планируется собрать и реализовать около 2 тыс. автомобилей Geely.
Помимо Geely, в Кременчуге будут собирать и автомобили Great Wall, об этом подписано соглашение между Great Wall Motor, "Атлант-М" и "Автоинвестстрой". На мощностях КрАСЗ методом крупноузловой сборки будут собираться 3 модели из шести представленных в Украине: полноприводные внедорожники Great Wall Hover и Safe, а также полноприводный пикап Wingle.
Кроме того, по данным прессы, в ноябре текущего года КрАСЗ планирует начать сборку китайских джипов-внедорожников Landwind. Стоимость этой машины – $21-24 тыс. Джип Landwind производит компания Jiangling Landwind Motor, входящая в Jiangling Motors Group (Китай).
В чем разница?
Оценить разницу в стоимости иностранных автомобилей украинской сборки и тех же моделей, собранных за рубежом, довольно сложно. Дело в том, что большинство автозаводов, на которых собираются авто иностранных брендов, входят в состав корпораций, которые одновременно являются крупнейшими импортерами этих марок в Украину. Поэтому, как только стартует серийная сборка автомобиля в Украине, их импорт практически прекращается. Отечественные корпорации очень заинтересованы в том, чтобы украинцы покупали именно авто местной сборки, иначе нет смысла вкладывать средства в автосборочные проекты. Единственной альтернативой на рынке являются независимые дилеры, которые, однако, не могут конкурировать с крупными автохолдингами – ни по модельному ряду, ни по вариантам комплектации, ни по дополнительным услугам.
То же самое касается и "серых дилеров", которые могут предложить покупателю конкурентоспособную цену, но не обеспечивают гарантийное и сервисное обслуживание, что для покупателей становится все более важным.
Отметим, что те модели, которые не собираются в Украине (это, как правило, новые модели, вышедшие на рынок в минувшем и текущем году), импортируются в страну в обычном порядке.
Безусловно, автохолдинги понимают, что цена того же Chevrolet, собираемого в Украине, должна быть ниже, чем произведенного в США, Канаде, Бразилии или Корее (именно собираемые в Корее "Шеви" продаются на европейском рынке) – уже хотя бы за счет более низкой импортной пошлины при ввозе комплектующих по сравнению с готовым автомобилем. При открытии новых автосборочных проектов акцент делается на том, что сборка в Украине позволяет существенно удешевить машину. На практике же это удешевление составляет не 5-10%, как это можно было бы ожидать, а всего 2-3%. Кстати, базовая комплектация авто, собранного в Украине, это совсем не то, что в Европе. Вместо того чтобы снижать стоимость авто за счет уменьшения налоговых и таможенных платежей, автосборщики "экономят" на комплектации. Во многих случаях автомобиль предлагается дешевле потому, что он "без ничего" – без гидроусилителя руля, водительской подушки безопасности, центрального замка, электростеклоподъемников. Все эти "бонусы" в мире давно входят в базовую комплектацию, в Украине же покупатель получает это за дополнительную плату.
С другой стороны, многие клиенты согласны и на такие условия, лишь бы авто было дешевле. Поэтому на собранные в Украине Skoda, Chevrolet и Opel выстраиваются длинные очереди. Парадокс украинского рынка заключается в том, что в стране наибольшим спросом пользуются престижные дорогие автомобили стоимостью $50 тыс. и выше, и бюджетные модели по цене от $9-10 тыс.
Недорогие машины украинской сборки, китайских и корейских марок, сегодня самый востребованный товар на нашем рынке. В первом полугодии очереди на приобретение ряда моделей составляли по 1-2 месяца, сейчас приобрести машину чуть легче – сборка растет довольно быстро и скоро сможет уравновесить спрос в сегменте бюджетных авто (импорт также растет). В последние месяцы среди иномарок на фоне дефицита Daewoo и Chevrolet Lacetti, серьезно улучшили позиции на отечественном рынке Hyundai и Kia (эти авто имеются в достаточном количестве у дилеров), которые готовы оттеснить Skoda и Opel. Продажи Kia в январе-июне выросли в 2,2 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, до 6081 штуки. Hyundai занял шестую позицию на рынке, оттеснив Skoda, у которой продажи выросли на 27%.
Настоящий прорыв совершают Chery – в июне продано 1305 штук, в том числе, 763 модели Amulet, а всего за полугодие – свыше 5300 автомобилей. Остальные "китайцы" тоже растут, но не так динамично.
Что же касается качества сборки, то на рынке бытует мнение, что пока качество автомобилей, собранных на украинских заводах, хуже, чем в Чехии, Румынии, Турции и даже Китае, не говоря уже о Европе, Японии и Корее.
Сами украинские автопроизводители с этим не согласны, они утверждают, что, к примеру, китайские и корейские автомобили, собираемые у нас, не уступают по качеству собранным в Азии.
Неплохим маркетинговым ходом со стороны автосборщиков является то, что они дают на продаваемые авто гарантию на такой же или больший период, как и его производители за рубежом.
Технические проблемы, возникающие с автомобилями украинской сборки в процессе эксплуатации, возникают нередко, однако до сих пор массовых претензий не было. Впрочем, судить об этом пока рано – сравнительно давно (3-5 лет) собираются у нас в стране только Skoda и Opel – к качеству этих машин нареканий меньше всего, а крупноузловой сборке Chevrolet, Chery, SsangYong и Geely – всего год-два.
Игорь Егоров, АвтоОбоз
18 липня 2007р.
Теги: