Мовою оригіналу
Многие семейные пары, где один из супругов ВИЧ-инфицирован, еще совсем недавно и думать боялись о ребенке — вдруг родится больным? Но были и те, кто неофициально консультировался с врачами и шел на риск. И вот в Ужгороде под эгидой Министерства здравоохранения Украины начал работать единственный на территории СНГ Центр искусственного оплодотворения ВИЧ-инфицированных. Здесь пары, в которых мужчина ВИЧ-позитивный, могут получить помощь, если захотят иметь детей. В частности, бесплатно предоставляется такая услуга, как очистка спермы. После этой процедуры исключается риск заражения партнера и будущего ребенка.
"Пройдя реабилитацию, длившуюся восемь месяцев, я избавился от наркотической зависимости"
— Я бывший наркоман, — говорит 35-летний предприниматель из Киева Александр. — Избавился от этой зависимости десять лет назад. Сейчас помимо предпринимательской деятельности работаю волонтером с наркозависимыми и ВИЧ-позитивными людьми. Моей жене 27 лет, а сыну четыре с половиной года. Почти 12 лет я принимал наркотики — начинал с легких, а закончил тяжелыми. Родные делали все, чтобы избавить меня от этой зависимости: водили к врачам, устраивали в специальные клиники. Но меня хватало максимум на месяц-два, дальше шел очередной срыв. Один из родственников посещал церковь, при которой действовал реабилитационный центр для наркоманов. Он и предложил мне пройти там курс лечения. Сначала я отказывался, но когда уже практически не поднимался с кровати, понял, что если не завяжу с этим, то просто умру.
Перед тем как отправиться в реабилитационный центр, нужно было принести результаты обследований — рентген, анализ на гепатит, антитела ВИЧ/СПИД. Некоторые я собрал и сдал сразу. Анализ на ВИЧ/СПИД делают в течение нескольких дней, поэтому меня приняли в центр с условием, что недостающие результаты принесу потом. Так я начал проходить реабилитацию. Общался с молодыми людьми, которые отказались от наркотиков и изменили свою жизнь. Их пример очень вдохновил. Я тоже начал строить планы на будущее. Родные радовались и всячески меня поддерживали. А где-то через месяц я случайно узнал, что ВИЧ-инфицирован. Близким об этом давно было известно, но никто не решался мне рассказать. Когда услышал свой диагноз, подумал: конец... Все мои планы рухнули в одночасье, мне больше не хотелось проходить реабилитацию. Я утратил смысл жизни. Выйти из этого состояния помогли консультанты и психологи. Выяснилось, что из десяти пациентов центра восемь были ВИЧ-инфицированы, а многие из тех, кто прошел реабилитацию, вели полноценный образ жизни. Я встречался с этими людьми, общался, и снова появилась надежда, что у меня тоже все может быть хорошо.
После реабилитации, которая длилась восемь месяцев, я полностью избавился от наркотической зависимости. Мне захотелось работать с людьми, попавшими в похожую ситуацию. Так стал волонтером, а потом нашел работу в социальной сфере.
С женой мы познакомились в центре реабилитации. Ольга тоже бывшая зависимая, однако употребляла меньше наркотиков, поэтому не успела получить такое "наследство", как я. И она, и ее родители знали, что я ВИЧ-позитивный. Когда между нами возникло взаимное чувство, инициативу проявляла Оля. Но что я мог ей предложить? Был период, когда хотел прекратить отношения, но она сказала: "Я люблю тебя и готова на самопожертвование". В отношениях между двумя людьми, один из которых болен, окончательное решение должна принимать здоровая сторона. Я консультировался с врачами, читал литературу о дискордантных парах (пары, где один из супругов ВИЧ-инфицирован. — Авт.), встречался с такими людьми. В конце концов мы с Олей решили создать семью.
Долгое время я думал, что у нас не будет своих детей, возьмем кого-то на воспитание. Неофициально мы опекали одного мальчика (жена тогда работала в детском приюте), брали его домой, на отдых. Очень полюбили этого малыша, начали даже собирать документы для официальной опеки. И тут выяснилось, что мальчик не сирота. Вскоре родная мать забрала его из приюта.
Это стало своеобразным толчком в наших отношениях, жена сказала, что хочет родить ребенка. Я объяснял: может случиться так, что при зачатии она и будущий малыш заразятся. Мне приходилось работать с ВИЧ-позитивными детьми и видеть, что с ними происходит. Но жена настаивала, говорила, что все будет хорошо, Бог все устроит. Мы с ней верующие люди, и нам это очень помогло. Я все делал для того, чтобы снизить риск заражения жены и будущего малыша. Собрал очень много информации, переводил англоязычную литературу, консультировался с врачами. Сдал анализы, которые показали, что у меня хорошее, стабильное состояние. Наконец мы решились на зачатие. Мысль, что я могу заразить СПИДом самых близких для меня людей, сжигала изнутри. Но, слава Богу, все закончилось хорошо. После четвертой попытки жена забеременела. Результаты анализов показали, что и она, и будущий ребенок абсолютно здоровы. Сыну сейчас четыре с половиной года. У нас с Олей много знакомых, бывших пациентов центра, у которых также родились здоровые дети. Правда, в большинстве этих пар ВИЧ-позитивные — женщины. В таких случаях намного легче зачать ребенка и больше шансов, что он родится здоровым. Признаться, мы с женой уже думаем о втором малыше. Скорее всего, воспользуемся услугами Ужгородского центра искусственного оплодотворения ВИЧ-инфицированных, о котором нам говорили в Киевском центре.
— Наверное, к вам за консультациями обращаются подобные вашей пары, которые хотят родить ребенка. Что вы можете им посоветовать?
— У каждого своя ситуация, индивидуальное течение болезни. Наш позитивный пример вовсе не значит, что у других получится так же. Нужно обращаться к специалистам, проходить обследования, и на основе их результатов принимать решение...
"Теперь сперму ВИЧ-инфицированного мужчины можно очистить от инфекции бесплатно"
— До открытия центра в Ужгороде к нам обращались очень многие пары, которые хотели родить ребенка, но когда появилась реальная возможность это осуществить, приблизительно сорок процентов... отозвали свои заявки, — говорит акушер-гинеколог Киевского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Нина Герасименко. — Люди просто побоялись ответственности. Кроме того, у большинства из них неготовыми к зачатию оказались жены. Ведь на момент оплодотворения женщина должна быть полностью здорова, а во время обследования выясняется, что у кого-то нарушен менструальный цикл, у кого-то киста, у кого-то непроходимость одной из труб... Тем не менее мы проводим набор мужчин, которые едут в Ужгород для очистки и криоконсервации спермы. В Киеве на базе роддома № 4 тоже начал работу Центр репродуктивной медицины, который будет оказывать услуги, аналогичные ужгородским.
Восемь пар, побывавших в нашем центре, стали родителями здоровых детей. У всех ВИЧ-позитивными были жены, а не мужья. Процедура оплодотворения в таких случаях несложная: во время полового акта используется презерватив, после чего сперма забирается и стерильным шприцем вводится женщине. Кстати, такую процедуру можно провести даже в бытовых условиях. Если же ВИЧ-позитивный муж, все намного сложнее. В женской консультации у жены определяли период овуляции, и женщина начинала принимать антиретровирусные препараты для лечения ВИЧ-инфекции. Через некоторое время происходил незащищенный контакт.
Такие пары проходят весь этот путь по собственной инициативе, поскольку врачи против оплодотворения, при котором есть риск заражения. Был и другой вариант. Многие супруги, у которых ВИЧ-инфицирован муж, ехали в Польшу, где давно действует центр по очистке спермы от инфекции. Стоит такая процедура недешево. При этом гарантии, что произойдет зачатие, никто не дает. Можно сказать, это чистый бизнес: пара приезжает в клинику, сразу после очистки спермы проводится инсеминация, и в тот же вечер супруги возвращаются домой — в поезде, через границу и таможню, переживая стресс. А как известно, стресс отрицательно влияет на зачатие.
Консультированием и социальным сопровождением пар, которые хотят родить ребенка через Ужгородский центр искусственного оплодотворения для ВИЧ-инфицированных, занимаются региональные представительства "Всеукраинской сети ЛЖВ" (ЛЖВ — "люди, живущие с ВИЧ/СПИД").
— Проект, действующий на базе Ужгородского центра, — единственный не только в Украине, но и на территории СНГ, — рассказывает социальный работник Киевского отдела ЛЖВ Александра Меланченко. — Для супругов, у которых муж ВИЧ-позитивный, а жена здорова, это уникальный шанс родить ребенка без риска инфицирования. Ведь в центре делают полную очистку спермы: от ВИЧ, других инфекций, передающихся половым путем, гепатита. Процедуру выполняют бесплатно. Мы настоятельно рекомендуем таким парам воспользоваться услугами Ужгородского центра. На сегодняшний день это единственный легальный способ применения методов вспомогательных репродуктивных технологий — очистки спермы у ВИЧ-позитивных мужчин. Раньше в Украине такая процедура была запрещена...
Ярослав Галас, "ФАКТЫ" (Ужгород)