Зато нечистые на руку отечественные автодилеры не применут воспользоваться возможностью перегнать через дырявые и насквозь коррумпированные украинские кордоны "реанимированные" автомобили.
Рискует каждый пятый покупатель
Наводнение в Европе еще не закончилось, а в среде автоперекупщиков и фирм-однодневок началось небывалое оживление. Тут, как говорится, на любой товар найдется покупатель. Впрочем, массовых поставок в Украину подмокших в воде машин ожидать не стоит. Тем не менее шансы наткнуться на такой автомобиль растут с каждым днем. О том, сколько их будет, говорить сложно: у европейцев пока что нет точной суммы убытков от половодья. Однако, по оценкам экспертов информационно-аналитической группы Autoconsulting, обычно во время сильных наводнений в Европе на каждые 10 проданных на рынках автомобилей приходилось два "утонувших".
По словам дилеров, подвизающихся на крупнейшем авторынке в Чапаевке (пригород столицы. — Прим. авт.), этот бизнес очень выгодный: цена жертвы наводнения примерно в два раза ниже, чем у обычного автомобиля.
— Хорошенько смоченная водами Дуная или Вислы Toyota Land Cruiser 2003 года выпуска c кожаным салоном и климат-контролем в максимальной комплектации предлагается всего за $15—20 тыс. В нормальном состоянии такой же автомобиль стоит не менее $30—35 тыс., — рассказывают продавцы одного из автоцентров. — Чтобы привести автомобиль в чувство, на окраинах любого из областных центров (преимущественно Львовской или Закарпатской областей) тратят не более — $500.
Эта схема до смешного проста, но безотказно действует на протяжении уже многих лет. "Реанимация" одного автомобиля приносит нечистым на руку дельцам порой до $10—15 тыс. дохода с одной машины. При этом те, кто якобы должен пресекать любое нарушение закона, зачастую имеют свою долю от сделки.
На этом неплохо нагревает руки вся цепочка "заинтересованных" лиц, начиная от погранслужбы, таможни и заканчивая контролирующими организациями на местах. И ведь к ответственности привлечь никого нельзя! По закону б/у машины продавать можно. А "сокрытие" от потенциального покупателя "особенностей" автомобиля может повлечь за собой лишь административную, но не уголовную ответственность.
— Здесь как нельзя кстати подошла бы поговорка "видели глазки, что покупали", — рассказывает "ВВ" руководитель ЦОС ГУ МВД в г. Киеве Владимир Полищук. — Если машина после затопления прошла антикоррозионную обработку, хорошо высушена и на ходу, почему ее нельзя продать? Другое дело, если в договоре купли-продажи эти факты не отображены. Тогда, если вы считаете себя обманутым, смело подавайте в суд. Только он, приняв все доводы сторон, решит, присутствует ли в сделке состав преступления. Суд вправе вынести решение о какой-либо компенсации или возврате денег за неудачную покупку. Хотя, судебные издержки бывают порой больше цены автомобиля.
Но можно и сэкономить
По статистике, в Украине на одну тысячу жителей в среднем приходится 145 автомобилей. В Европе эта цифра не меньше. С учетом того, что основное количество автотранспорта сконцентрировано в крупных городах, в подтопленных европейских странах число "утопленников" может достигать 100 автомобилей на ту же тысячу человек.
А это значит, что могло утонуть или частично побывать под водой до 12 тыс. единиц автотехники. Около 3 тыс. из них для "вторичного" рынка не представляют абсолютно никакого интереса (грузовики, полуразвалившиеся легковушки и т. п.). А вот оставшихся 9 тыс. автомобилей вполне достаточно, чтобы укомплектовать подмоченными экземплярами как минимум с десяток украинских авторынков.
Предпродажная "подготовка" утонувших автомобилей сводится, в основном, к тщательной просушке салона и основных узлов. Для этого используют мощные термовентиляторы. И всего за несколько дней автомобиль готов к продаже. На вопрос о надежности таких машин официальные автодилеры отвечают двояко: как повезет. Но добавляют, что сами на таком авто не ездили бы.
— Хотя я слышал, что некоторые умельцы специально ищут "утопленников" для себя, тщательно их восстанавливают и экономят при этом кучу денег, — говорит один из продавцов авторынка.
В автосервисах также утверждают, что в "подмоченной" машине ничего страшного нет: мол, если автореаниматоры постараются и сделают все на совесть, то никаких проблем быть не должно. Но это не более чем миф! Первое, с чем столкнется владелец такой машины, — это болезнетворные бактерии и микробы в салоне. И никакая химчистка тут не поможет! К слову, медики уже сейчас прогнозируют вспышку инфекционных заболеваний в затопленных районах. А у владельца такого авто есть все шансы попасть в группу риска.
Ведь под водой оказались не только города, но и сельскохозяйственные угодья с их тоннами удобрений и химикатов, отстойники, канализационные коллекторы и проч. К примеру, с/х химия не убирается при просушке машины. Поэтому способна отравить испарениями водителя и пассажиров. Добавьте к этому проблемы с сервоприводом рулевой колонки, тормозами, системой подачи топлива, убитый движок и пожароопасное электрооборудование, интенсивную коррозию кузова и вы получите полную картину экономии от покупки и эксплуатации авто, побывавшего под водой.
Запах не выдаст
Автоспециалисты выяснили, что критическая точка затопления — это нижняя кромка приборной панели. После этого машина не подлежит восстановлению. А продавцы, прежде всего, концентрируют свои усилия на приведении в порядок внешнего вида машины и удалении неприятных запахов. На электрику, смазку узлов, качественный ремонт двигателя и прочие "мелочи", как правило, внимания не обращают.
После "предпродажной подготовки" отличить "утонувший" автомобиль от нормального очень сложно. По крайней мере, неспециалисту. А цена восстановленного "утопленника" часто не отличается от сухопутных собратьев — конспирация здесь максимальная. И, тем не менее, нехитрые способы вычислить подмоченную машину все же есть. Специалисты настоятельно рекомендуют воспользоваться специализированной базой данных для проверки транспортного средства на предмет угона, аварий, ремонтных услуг, прежде чем вы примите решение приобрести автомобиль. Профессиональный дилер защитит ваши интересы при покупке подержанной машины.
Добавим, что особо внимательным нужно быть с покупкой подержанных авто из Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Черновицкой, а также Винницкой областей. Сомневающимся можно посоветовать отправить приглянувшийся автомобиль на комплексную диагностику. А лучше не рисковать и подкопить на новую машину.
Как распознать "русалку"
Можно попробовать найти следы "утопления" по косвенным признакам, однако здесь никто вам не даст 100%-й гарантии. Итак, на что в первую очередь нужно обратить внимание:
1. Запах сырости или обилие всякого рода ароматизаторов-"вонючек" в салоне. При этом на обивке салона после воды остаются разводы, а кожа становится более жесткой на ощупь, дубеет.
2. Коррозия. Как бы качественно не был выполнен антикор, всегда остаются необработанные детали. (Например, металлические крепления в салоне, крепеж сидения, ручник, крепления ремней и т.д.). Ржавчина покрывает, прежде всего, те элементы кузова, которые в нормальных условиях для влаги недоступны и потому не подвергаются антикоррозионной обработке. Например, металл под приборной панелью. Если там ржавчина, с машиной явно не все в порядке.
3. Подозрительно чистый двигатель и новый воздушный фильтр. Обычно перед продажей в авто много не вкладывают.
4. Сильно окислившаяся проводка, особенно хорошо это видно в электрических разъемах.
5. Запотевшие осветительные приборы, особенно внутри салона (тот же салонный стоп-сигнал). Запотевание внешних осветительных приборов тоже недопустимо, но здесь множество и других причин. Кроме того, влага оставляет на зеркальной поверхности отражателя хорошо заметные пятна неправильной формы. А наличие у подержанного, но при этом не битого автомобиля абсолютно новых фар заставляет задуматься, зачем их поменяли.