(Мовою оригіналу)
Что такое Ужгород? Прежде чем приехать сюда, для меня как западного европейца это было только экзотическим именем, смесью восточной Европы и русской культуры. Три месяца спустя, констатирую: Ужгород – гораздо больше и особеннее этого. Особеннее в связи с его географическим положением, а так же его людьми. Жители города очень открыты и приветливы. Несомненно, гордые своей страной или областью (надо гордиться, чтобы принимать гостей так же хорошо, как меня здесь приняли), хотя многие – если не все – жалуются на их правительство.
Кажется, будто этот город забыл свою историю. Она мало-помалу отступала и в конце концов спряталась среди камней старых фасадов, на которые никто больше не смотрит, и не без основания, ибо Ужгород – город, где надо внимательно смотреть под ноги, для того чтобы обходить ямы, дыры и лужи (неудачные опыты с этим уже отговорили меня любоваться слишком долго древними зданиями). В моей стране какая-то старушка давно бы сломала щиколотку, и еще быстрее бы подала жалобу на ответственное управление. Но здесь люди не так деликатные, у них на это просто нет времени. Впрочем, одним из моих самых больших удовольствий остается наслаждаться зрелищем девушек, старающихся шикарно ходить через грязь и разбитые булыжники на высоких каблуках.
Незнакомые встречные вели себя часто очень приятно со мной, и даже когда я этого не ожидал. И наоборот, я удивлялся иногда грубому приему в некоторых магазинах или лавках, где именно вежливость является необходимым фактором, чтобы привлекать – и более всего – сохранять покупателей. Одна цветочница, у которой я захотел купить цветок, агрессивно поторапливала меня, чтобы я быстрее выбирал. Ласкаво просимо в Україну! Конечно, ничего страшного, были исключения, но я просто не привык.
Чему еще меня научили эти месяцы в Ужгороде? Что человек – и даже целый город – действительно способен выжить три дня без воды, и что собаки на улице любят бегать за велосипедами, но они на самом деле не очень злые. Я умею петь "підманула підвела", хотя с сильным французским акцентом, и почти изжил привычку свистеть в доме. Я не совсем понимаю, как многие люди просто не дают себе отчет в том, что если каждый день выбрасывать мусор по чуть-чуть, то в конце недели будет уже серьезная куча перед их дверью. Или, конечно, дверью соседа. И что они не дают себе отчет в том, что этот мусор означает грязный воздух, присутствие насекомых, следовательно, болезни людей, кошек, собак; что с дождем все это, включая химические препараты, вбирает почва. Наконец люди отказываются понимать, что все это причиняет значительные убытки для города, а значит и для них. Тем более жаль, что власти уже делают большую работу для того, чтобы поддерживать чистоту улиц.
Но вообще, несмотря на это, Ужгород остается для меня приятным, и больше всего – открытым городом, где люди интересуются другими странами, не только соседними. А надо сознаться, что мало швейцарцев так же открыты к иностранцам. Что и понятно, в такой тесной стране, население которой уже составляют 20% или 25% иностранцы.
Восхищает знакомых украинцев то, что в моей стране говорят на четырех языках, но я всегда добавляю, что каждый житель на самом деле редко говорит больше чем на одном, хотя часто с пониманием второго. (Этот вопрос о числе наших языков занимает первое место в рейтинге самых частых вопросов, которые мне задают тут, сразу после этого следует вопрос, касающийся швейцарских зарплат, а дальше – как я оцениваю украинских девушек). В свою очередь, я удивляюсь интересу к нашим языкам. Ведь сами украинцы владеют русским, часто английским или немецким, иногда венгерским. Опять же, надо сказать, что Западная Европа не проявляет подобного интереса по отношению к славянской культуре и мало моих соотечественников знают больше двух слов по-русски (обычно "перестройка" и "водка"… как будто бы политические перевороты и алкоголизм являются единственными символами этой части света).
Но факт, что образование, а именно высшее, не обязательно приводит к самым хорошим, выгодным постам, возможно, это способствует скромности. С другой стороны, высокое число физиков, историков, юристов, работающих шоферами, продавцами или дворниками, говорит о серьезном разбазаривании интеллектуальных ресурсов страны. (Дело не в том, конечно, что юристы и физики интереснее или необходимее продавцов и дворников, просто их образование ценнее и требует более длительного времени.)
Особым удовольствием для иностранца в Ужгороде являются встречи с местными представителями порядка. Естественно, что не говорить по-украински может привлечь внимание, но мне вообще повезло: четыре такие случайные встречи, то есть проверки документов, мне дали возможность познакомиться с различными типами милиционеров: молодыми, старыми, вежливыми, не вежливыми, в форме, и без формы… Помню, например, проверку документов милиционером, не совсем трезвым, который хотел любой ценой убедить меня в том, что мои документы – не подлинны, и что мои использованные бумажные салфетки содержали наркотики; это не было скучным приключением.
Это принадлежит динамике Ужгорода, городу торговли, может быть, удобному месту для деятельности спекулянтов, как очень часто бывает в приграничных городах.
Считаю Ужгород не стандатрным, активным, интересным городом. Я вообще люблю ходить по городам, историческим центрам, а тут ботанический сад и старые площади имеют свою собственную прелесть (да и то я не видел их летом), а здание филармонии – одно из самых красивых среди тех, которые я знаю.
Согласно историческим документам, этот город приобрел статус торгового центра уже в течение первой половины 19-го века. Мне кажется, что он теперь снова просыпается после длительного перерыва в своей экономической истории. Тем труднее ему двигаться в будущее, а может быть, просто не хватает перспективных предприятий, работающих по долгосрочным планам, на производство которых другие могли бы опираться и развиваться. Но благодаря хорошим проектам и перспективным мыслям, Ужгород может стать еще приятнее (на уровне урбанизма, экологии, социальной безопасности, например…), и это не для того, чтобы нравиться туристам или временным жителям вроде меня, и не чтобы стать похожим на города западноевропейских стран, но ради своих собственных жителей.
Итак, мне любопытно будет увидеть, как он будет выглядеть через год, два, три … Но думаю, что сюда стоит вернуться, и не только ради этого.
Алан ЛОНФАТ, "Трибуна"
27 грудня 2006р.
Теги: