На фестиваль, как обычно, собралась привычная к летним фестивальным тусовкам публика, кочующая с места на место в надежде увидеть что-то новенькое, кроме одних и тех же имен литераторов и музыкантов, так же кочующих с фестиваля на фестиваль. Организаторы «Потяга до Яремче», вдохновленные местом, откуда, по их утверждению, началась современная украинская музыка, не претендовали на новизну, но главным достоинством своего детища назвали обширную литературную программу и ночной показ фильмов – филиал «Открытой ночи» от Олеся Санина.
Литературная программа фестиваля, проходившая в переполненном публикой зале местного Дома культуры, заключалась в том, что на сцене, в декорациях, напоминавших советский художественный фильм на производственную тематику, с чтениями своих произведений выступали литераторы. В первой части народ мог наслаждаться ораторскими талантами представителей прикарпатской литературы Тараса Прохасько, Тараса Жеребецкого и Леся Белея. Публика, уже явно знакомая со звучавшими текстами, тем не менее, находила удовольствие от самого лицезрения авторов, и провожала каждого выступавшего продолжительными аплодисментами.
Сменяя друг друга, Юрко Издрык и Ирэна Карпа продемонстрировали присутствовавшим все грани своих талантов. Отрывок про собаку, прочитанный Карпой, выгодно контрастировал своей ненавязчивостью с концептуальной тяжеловесностью текстов патриарха Издрыка. Далее, прервавшись на пресс-конференцию, программа продолжилась чтениями Петра Медянки и Галины Петросаняк. Отдавая должное авторитетным именам, публика с нетерпением ждала хэдлайнеров – Юрия Андруховича и молодого ужгородского поэта Андрея Любку, с чьей-то легкой руки прозванного его «внебрачным сыном».
Это звание 20-летний Любка заслужил. Переняв у патриарха «бубабистов» манеру письма и чтения, вплоть до интонаций и жестов, молодой клон Андруховича, вымокший под дождем и слегка пьяный, внес в атмосферу вечера задиристую интонацию, с первых же строф покорившую прекрасную половину зала. По-отечески улыбавшийся Патриарх одобрительно кивал головой и всем своим менторским видом давал понять, что поучаствует в наметившемся взлете молодого таланта.
На городском стадионе, находившемся от Дома культуры в двадцати минутах неспешного гуцульского хода, вовсю разгоралось музыкальное светопреставление. Вдохновленная высоким искусством слова публика жаждала пива и телодвижений. Все это в полном объеме она и получила.
На сцене одна за другой сменялись украинские группы «Дримба Да Дзиґа», «Рура», «Гуцул Каліпсо» и «Русичі». Итальянцы La Skarenemurta порадовали присутствовавших костюмированным представлением и зажигательным романским драйвом. Завершился концерт, в рамках которого прошла также арт-забава художественной группы Яремы Стецика «Разрисуем твою лысую голову как писанку», выступлением «Мертвого півня» с Юрием Андруховичем и его «Криминальными сонетами».
Выдержавших изрядную дозу литературы и музыки ждала ночь. А именно – «Открытая ночь» от Олеся Санина и выбранных им для фестиваля фильмов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тарас Прохасько, писатель:
Отличие «Потяга до Яремче» от других фестов в том, что впервые собрана такая мощная литературная часть. Вместе такие имена можно встретить только на книжных форумах. Очень мощно у нас представлена литература Закарпатья. Чего стоит легендарный поэт Петро Медянка и молодая ужгородская поэзия Андрея Любки и Леся Белея, которая, я уверен, еще прогремит.