О Викторе Балоге я впервые услышал в далеком 1997-ом в связи с выборами Виктора Медведчука. На тот момент в провинциальном Мукачево он считался самым зажиточным и влиятельным предпринимателем. Бизнесовые навыки Виктор Иванович приобрел еще в советские годы, работая товароведом в системе потребкооперации. Поэтому, как писали его биографы, к новым экономическим рыночным реалиям приспособился быстро. Когда мы, журналисты, приехали в голодное и криминализированное Закарпатье середины 90-х, наши "экскурсоводы", показывая на магазины, киоски, АЗС и даже консервные банки на раскладках, неустанно повторяли как пароль это же слово "Балога".
Виктору Балоге и его "Барвам" (так называлось "созвездие" фирм, объединенных одним названием) на тот момент принадлежала львиная доля "промышленного" (на полукустарном уровне) производства в регионе. Коммерческие таланты нынешнего главы Секретариата уже тогда проявлялись настолько ярко, что их сразу заметили люди Медведчука. Будущий "серый кардинал Кучмы" в 90-е годы позиционировал себя как президент Союза адвокатов и человек, связанный с футболом через "Динамо" (Киев). Но этого для победы в таком специфическом крае, как Закарпатье, было маловато. И денег тоже. В Закарпатье не читали газет, не смотрели телевизор (по причине отсутствия электроэнергии), не умели произносить аббревиатуру СДПУ(о) с первой попытки и никогда не слышали фамилии Медведчук. А второго проигрыша после признания недействительными выборов в Киеве, где пока еще не главный эсдек сцепился в клинче с экс-министром обороны Морозовым, он бы не перенес. Амбиции, однако.
В результате штаб Медведчука решил делать ставку на местных влиятельных лиц, которые должны были обеспечить победу сначала лидеру адвокатов, а потом и всей партии. А соревноваться по влиятельности с Балогой мог лишь местный криминальный авторитет Геша – он же Михаил Токарь, контролировавший поток контрабанды и краденых легковых машин из Европы. Однако злые языки поговаривали, что умевший мириться со всеми Балога нашел взаимовыгодный баланс и с токаревцами, без чего его бизнес просто был бы уничтожен. Уже после разрыва с Медведчуком в одной из киевских газет появилась публикация, где говорилось, что “по сведениям правоохранительных органов, в учредителях "Барвы", кроме ответственных работников властных структур и их жен, якобы значится родной брат уголовного "авторитета" по кличке Геша, два года назад расстрелянного в Мукачево”. Не знаю, правда, это или нет, но уж точно не компромат: в те бандитские времена даже в Киеве ни одна фирма не могла существовать без уплаты отчислений рэкету. А о Закарпатье и вовсе нечего говорить.
Все это я рассказываю затем, чтобы стало ясно: Виктор Иванович Балога – это человек своего времени. К его безусловным талантам относится нюх на лидеров. Он безошибочно определяет, с кем надо иметь дело, а кто лишь "пыжится" и ничего собой не представляет. По некоторым шагам Балоги можно вычислить политическое будущее тех или иных фигур лучше, чем по прогнозам самой опытной гадалки.
В конце 90-х Балога ставил на Кучму и эсдеков. Его роль в ослепительной победе СДПУ(о) на парламентских выборах 1998 года не вызывает сомнений. Партия Медведчука–Суркиса прошла в парламент, получив 190 тысяч голосов закарпатцев, что составило пятую часть всех голосов, отданных за СДПУ(о) в целом по Украине. Оценив деловые качества владельца фирмы "Барва", Виктор Медведчук продвинул бизнесмена в мэры Мукачево, а в мае 1999 года, пожертвовав верным, но безынициативным Сергеем Устичем, помог стать главой областной администрации.
В это время у Балоги обострились отношения с его заместителем Иваном Ризаком, соперничавшим с ним за доступ к "телу" Медведчука. Виктор Иванович оказался перед выбором: либо терпеть Ризака, за которого заступались эсдеки, либо ссориться с Медведчуком. Он выбрал второе, удачно сыграв на противостоянии Медведчука (в то время первого зампреда Верховной Рады) и главы Администрации президента Владимира Литвина. Заручившись политической поддержкой Литвина, Балога подал заявление о выходе из СДПУ(о), вместе с ним из партии вышли два заместителя губернатора и главы восьми районных администраций. Эсдеки были в шоке. Очевидцы утверждают, что у Виктора Медведчука "такое" лицо было только дважды: когда Ющенко выиграл выборы и когда он узнал о поступке Балоги.
Поэтому со стороны СДПУ(о) следуют незамедлительные действия. На страницах центральной прессы появляются статьи о возможной причастности закарпатского губернатора к криминальным кругам. Уволенный Ризак раздает интервью, в которых напрямую обвиняет Балогу в "политическом бандитизме" и всех смертных грехах. Однако поддержка Литвина сыграла свою роль. Уже через несколько дней после "развода" пресс-служба АП распространяет заявление о телефонном разговоре между президентом Кучмой и губернатором Балогой, “в ходе которого обсуждались социальные и политические проблемы региона; по результатам разговора глава государства дал соответствующие поручения”. Это было намеком Медведчку, что Кучма взял Виктора Ивановича под защиту. Защитил его и тогдашний премьер Виктор Ющенко, с которым Балога начинает все чаще встречаться то в Карпатах, то в Киеве. Пока еще у Ющенко меньше возможностей, чем у Литвина, но проницательный закарпатец уже тогда, думаю, понял, за кем будущее.
Впрочем, защита оказалась непрочной. После отставки Ющенко СДПУ(о) выставила отставку Балоги в качестве ключевого условия голосования за премьера Анатолия Кинаха. Его снимают, назначив на освободившееся кресло Геннадия Москаля. Балога сосредотачивается на бизнесе, который к тому времени стал колоссальным. Созданное им ООО "Барва" являлось крупнейшей коммерческой структурой Закарпатья. Уже в то время фирма контролирует оптовую и розничную торговлю, в первую очередь, водкой, сигаретами и медикаментами, закупку и первичную переработку сельхозпродукции, производство безалкогольных напитков, строительные работы.
Предприятия Балоги можно перечислять очень долго. Кроме разного рода "барв", это и "Мукачевский завод керамической плитки", и "Закарпатская продовольственная группа", и местная швейная фабрика (фирма "Одяг"), и транспортное предприятие "Транзит", и целый ряд агрофирм и лесохозяйств, и пафосный санаторий "Синяк", где любят отдыхать сильные мира сего. Можно также вспомнить корпорацию "Западная нефтяная группа "Карпаты", несколько охранных фирм и т.д. Супруга Балоги Оксана Анатольевна, врач по образованию, владеет телерадиокомпанией "Мукачево", имеет долю в фирмах ООО "Фарм", ДП "Фарм плюс", ООО "Старий Рецепт", ООО "ТД Октан", ООО "Старовинний замок", ООО "Матрикс-Мукачево", ООО "Авто-М", ООО "Мукачевська автобаза". Отец, Иван Иванович – собственник ООО "Транс лтд" и газеты "Старий замок". Часть имущества бизнес-империи распределена между кузеном Балоги, мэром Мукачево Василием Петевкой и другими партнерами по бизнесу, среди которых преобладают родственные, кумовские и дружеские связи.
В начале 2000-х годов опальный Балога становится соратником Виктора Ющенко. Он принимает участие в парламентских выборах 2002 года как кандидат от “Нашей Украины” в 71-м мажоритарном избирательном округе и выигрывает. При этом Балога не только баллотируется сам, но и возглавляет штаб блока “Наша Украина” на Закарпатье, успешно "додавливая" своего старого недруга "кучмиста" Ризака. После победы на президентских выборах 2004 года Виктора Ющенко Виктор Балога возвращается на пост главы Закарпатской областной госадминистрации. Одновременно с этим он становится во главе областной организации партии "Народный Союз "Наша Украина". Его дальнейший политический рост известен. В сентябре 2005 года после отставки правительства Юлии Тимошенко занял пост министра по вопросам чрезвычайных ситуаций в правительстве Юрия Еханурова. Летом 2006 года сохранил свой пост даже после того, как правительство возглавил Виктор Янукович. Несколько дней назад назначен главой Секретариата президента Украины. Во время политических торгов его кандидатура неоднократно рассматривалась на разные должности – от вице-премьера до министра внутренних дел.
Аналитики, пытаясь объяснить взлет Балоги, часто ищут "подводные камни" или строят схемы сложных трансполитических расчетов. Но лично мое мнение, что Виктору Ющенко Балога просто симпатичен сплавом украинской ментальности и деловой хватки. Он с одинаковым энтузиазмом может рассказывать о горах, заброшенных замках, народных промыслах и прочих близких крестьянской душе вещах и решать практические вопросы в серьезных масштабах. Во всяком случае, в далеких 90-х, Виктор Иванович без калькулятора и гораздо быстрее партнеров высчитывал, какая прибыль будет в той или иной торговой сделке, и всегда соглашался только на оптимальные предложения.
Артем Бобров, "Версії"
18 вересня 2006р.
Теги: