Снова говорить о том, что лауреаты Шевченковской премии, мягко говоря, далеки от вершин, уже считается моветоном. Все равно никто не слышит. По традиции, часть "митців" награждают "за нелегкую жизнь вдали от родины", "за стаж", "за возраст", "за заслуги" и "за "давно пора"... Премия живет своей жизнью, чаще всего упрямо закрывая глаза на реальные театральные, литературные и прочие взлеты. Правда, в последнее время наметились перемены. К примеру, среди лауреатов-2008 – проигнорированные в прошлом году создатели блестящего спектакля "Про мишей та людей" и любимая многими "Піккардійська терція".
В этом году у главной премии 18 лауреатов – ровно в два раза больше, чем в прошлом. Причем каждый из них получил не меньше, чем "прошлогодние победители", – 130 тысяч гривен. Традиционная речь президента на сцене Национальной оперы быстро от хвалы Тарасу перешла к клеймлению "политической суеты, хаоса и интриг, тормозящих наше движение вперед". Шевченковский же комитет Ющенко поблагодарил "за мудрое и взвешенное решение".
Впрочем, хочется задать и традиционные вопросы. Например, писательница Любовь Голота получила премию за свой ПЕРВЫЙ роман "Епізодична пам’ять". Он действительно настолько хорош, чтобы так торопиться?
А еще были награждены:
– поэт Петро Перебыйнис – за сборник "Пшеничний годинник",
– поэтесса и гражданка Федеративной республики Бразилия Вера Селянская (Вера Вовк) – за книги "Сьома печать", "Ромен-зілля" и переводы на португальский язык произведений украинской литературы,
– режиссер-постановщик Александр Дзекун и актер Владимир Петрив – за спектакль "Берестечко" Ривненского областного театра,
– композитор Геннадий Ляшенко – за кантаты "Містерія тиші", "Вітражі й пейзажі" для хора а капелла на стихи Шевченко и Богдана-Игоря Антоныча,
– мастер народного творчества Василий Сидак – за серию деревянной скульптуры, изображающую "селян Закарпаття",
– художник Валерий Франчук – за цикл живописных произведений "Розгойдані дзвони пам’яті", посвященный жертвам Голодомора в Украине,
– режиссер Михаил Ткачук – за документальный сериал "Загадка Норільського повстання" ("про опір українських політв’язнів у таборах ГУЛАГу").
У лауреатов – шок и предчувствие громадной ответственности. Наталья Сумская рассказала "Газете...": "Для меня премия стала полной неожиданностью. Это настолько высокая планка, что ты уже не имеешь права работать хуже. И когда возникают дискуссии по поводу отмены званий и премий, мне всегда хочется сказать: назовите альтернативу!".
Глава Комитета премии имени Тараса Шевченко Роман Лубкивский говорит, что кандидатов в этом году было рекордное количество – 82: "Было множество достойных предложений, которые мы обязательно учтем в следующем году – например, выдвигали на получение Шевченковской премии и Олега Скрипку, и Киевский оперный театр..."
Стало быть, Шевченковская премия-2009 снова будет предсказуемой: "за заслуги" ее дадут Опере, а "за талант" – Скрипке.
Мы спросили: "На что вы потратили Шевченковскую премию?"
Поэт Тарас Федюк, лауреат 2007 года:
– Видимо, предчувствуя, что денежное вознаграждение в 2007 году повысят до 130 тысяч гривен, я взял в кредит квартиру. Премия помогла рассчитаться и сделать ремонт. Я считаю, что каждый человек, причисляющий себя к творческой профессии, должен иметь угол, где можно спокойно уединиться. Так что премию инвестировал в будущие стихи.
Художник Александр Ивахненко, лауреат 1989 года:
– По тем временам сумма Шевченковской премии была неплохая – две с половиной тысячи советских рублей. Но я ее даже не получал – сразу же половину перевел в Фонд культуры, а вторую – в общество украинского языка. Никто меня не заставлял этого делать – я посчитал, что отдать деньги на развитие культуры и "мови" гораздо важнее.
Поэт Василь Герасимьюк, лауреат 2003 года:
– Я cделал ремонт в квартире. Пять лет назад денежная часть премии составляла 75 тысяч гривен, и это была неплохая сумма, но и ремонт стоил дорого. Мне, правда, обошлось дешевле, поскольку делали его мои земляки из Галичины. Эти ребята умеют все!
Литературовед Михайлина Коцюбинская, лауреат 2005 года:
– Я всегда жила небогато, а тут решила себя, дочку и внучку побаловать. Мы сделали хороший ремонт в квартире, поставили кондиционер, съездили летом отдохнуть. В общем, эти деньги очень пригодились.
Писатель Вячеслав Медвидь, лауреат 2003 года:
– Деньги-то небольшие: квартиру за них не купишь, машину тоже. Помню, получив в администрации пакетик с деньгами, принес их домой и положил в кладовке. Потом мы с супругой положили их в банк на депозит. Так что их присутствие в атмосфере чувствуется. Кстати, вспоминаю, как Леонид Талалай, получивший премию еще в купонах, – а это были копейки – вынужден был продавать книги из своей библиотеки, чтобы выжить.
"Газета...": Из того, как потратили лауреаты свои премии, какой вывод можно сделать? Правильно! Самый важный у нас вопрос – квартирно-ремонтный!