Еще до ратификации Верховной Радой договора с ЕС о реадмиссии в Украине начали строить два пункта для содержания незаконных мигрантов — на Волыни и в Чернигове. Вначале этим вопросом занимался Госкомнацмиграции, но в прошлом году объекты передали в ведение МВД и работа пошла гораздо активнее, потому что милиция больше всех озадачена проблемой, где сегодня содержать нелегалов. До официального открытия осталось немного времени, и в стране наконец-то появятся первые пункты для проживания мигрантов, соответствующие всем европейским стандартам.
Что касается находящегося в Закарпатье в ведении Госпогранслужбы «Павшино», то несмотря на все старания пограничников создать в нем нормальные условия для временного содержания нелегалов и попытки передать этот режимный объект в МВД, после работы в нем соответствующей комиссии сделан вывод, что пункт в целом неплохой, но в качестве базового для всего региона он не тянет. К тому же довести его до высоких международных стандартов не представляется возможным: неудачный проект здания, отсутствие запасных выходов на случай пожара, маленькая территория и т. д. По мнению экспертов, вероятнее всего, из него сделают передаточный пункт для первоначального накопления задержанных на границе незаконных мигрантов.
Если МВД не примет «Павшино» на свой баланс, он так и останется одним из десятков объектов, построенных Госпогранслужбой вдоль всего украинского кордона: в течение 2004 — 2007 гг. для строительства, реконструкции и обустройства мест для содержания нелегалов пограничники привлекли свыше 6 млн. грн. внебюджетных средств и подготовили 9 пунктов для их временного проживания, а также 90 спецпомещений, которым немалыми усилиями придали «европейский» вид.
Вместе с тем даже самые неисправимые оптимисты признают, что нынешний потенциал МВД и Госпогранслужбы не решит проблему. Базовых центров должно быть несколько, и, по мнению милицейских чинов, их нужно создавать в разных регионах страны. Предлагается построить еще несколько таких объектов: на востоке — в Днепропетровске и Донецке, в центральной части — в Житомире, на юге — в Николаеве и на западе — в Закарпатской области. Специалисты считают, что самый приемлемый и дешевый вариант — использовать для этого бывшие городки воинских частей, которые сейчас находятся в заброшенном состоянии или же планируются для продажи. Вот только против этого выступает Минобороны, заявившее о своей позиции еще при министре Анатолии Гриценко. Окончательное решение остается за Кабинетом Министров, но чем бы эта история ни закончилось, в бюджете МВД на 2008 г. запланировано 20 млн. грн. на разработку проектной документации объектов для будущих мигрантов.
Соглашение с ЕС реадмиссии, иными словами, о безусловном приеме нами всех задержанных на его территории нелегалов с признаками транзита через Украину вступит в силу через два года. За это время нашим дипломатам крайне важно подписать аналогичные соглашения с соседними странами и прежде всего с Российской Федерацией, из которой к нам проникает львиная доля нелегалов. Задача номер два — добиться выполнения Евросоюзом своего обещания на предоставление Украине финансовой помощи для создания необходимой инфраструктуры временного содержания и работы с теми, кого Запад будет депортировать в нашу страну. Причем важно, чтобы обещанные средства (а речь идет о миллионах евро) использовались не на оплату командировочных расходов изучающих проблему экспертов и чиновничью переписку, а непосредственно на строительство помещений для мигрантов.
О серьезности проблемы можно судить хотя бы на примере Франции. Количество депортированных из этой страны нелегалов ежегодно увеличивается: в 2005 г. их было 20 тыс., в 2006-м, — почти 25 тыс., и это только с территории континентальной Франции, еще столько же депортируется с принадлежащих ей островов. При этом не более 25% получающих приют имеют на то действительно веские основания, все же остальные — их родственники, стремящиеся легализоваться любым способом. Проблемы с нелегальными мигрантами обострилась во Франции в последние 20 — 30 лет. Раньше сюда стремились в основном переселенцы из Африки, с которой французы имели давние экономические связи, и миграция не носила массовый организованный характер. С 1980 г. ситуация изменилась, появилось больше транзитных мигрантов из Сомали, Ирана, Афганистана, других стран Ближнего Востока, они стали организованными, попали под контроль международных преступных группировок. Происходящее во Франции типично для большинства государств Евросоюза, что неминуемо приводит к изменению демократических принципов правоохранительной системы в сторону постепенного ужесточения политики по отношению к нежелательным иностранцам.
Ситуация в Украине тоже довольно непростая. По статистике Госпогранслужбы, только в 2007 г. из Украины своевременно не выехали почти 2 млн. 800 тыс. иностранцев, из которых более 48 тыс. прибыли из стран миграционного риска. В то же время только 668 иностранцев получили украинское гражданство, 68 — разрешение на временное жительство и еще 120,5 тыс. был продлен срок нахождения в стране. С учетом того, что, как правило, иностранцы концентрируются в отдельных регионах, происходит дисбаланс между этническими интересами мигрантов и коренных жителей, создаются преступные группировки по национальному принципу. Не очень оптимистично выглядит и предоставление им в Украине статуса беженцев. В прошлом году Госпогранслужба передала в областные миграционные службы (в основном Закарпатской обл.) 1385 мигрантов, из которых статус беженцев получили всего 11 человек, а 206 после этого вновь задерживались на границе по два-три раза.
И милиция, и пограничники считают, что сегодня как никогда актуально создание в Украине полноценной миграционной службы, с соответствующими полномочиями и реальной способностью решать комплекс гражданских, гуманитарных и контрольных функций по всей территории страны. По крайней мере «плод» уже созрел.