Вчера исполнился месяц с начала масштабной оперативно-профилактической операции ГАИ по повышению безопасности на дорогах. Она была объявлена 10 января во исполнение президентского указа “О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения” от 20 ноября 2007 года.
Число сотрудников, ежесуточно патрулирующих дороги страны, во время операции увеличилось с 4,5 до 6 тысяч, то есть на 25%. Новый алгоритм распределения личного состава повысил плотность перекрытия проблемных участков на 73%. Между тем самым неожиданным маневром можно назвать масштабную ротацию подразделений: произошел обмен сотрудниками управлений автоинспекции между всеми областями, АР Крым, Киевом и Севастополем. Из столицы в области было также откомандировано специальное подразделение “Кобра”.
Начальник департамента ГАИ МВД Сергей Коломиец заявил, что ротация кадров “помогла встряхнуть сотрудников ГАИ, давно привыкших к своей территории, и заставить их по-новому взглянуть на исполнение служебных обязанностей”.
По его словам, во время проведения оперативно-профилактической операции изменилась и скорость работы инспекторов - нарушитель, протокол и база свидетельских показаний в 90% случаев доставлялись в суд немедленно, сразу после фиксирования нарушения. Судебные инстанции, действуя в духе президентского указа, предоставили делам о ДТП приоритетный статус и приступали к их рассмотрению с минимальными задержками.
В результате по состоянию на 9 февраля Госавтоинспекция зарегистрировала 815834 случая нарушения правил дорожного движения, из которых 35560 - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и 108437 - создание аварийной ситуации на дороге. Согласно решениям судов, на 85307 водителей наложен административный штраф, еще 33177 человек лишены водительских прав на срок от 3 до 12 месяцев.
Сергей Коломиец считает такие результаты операции “неплохими”. “Что ни говори, люди все-таки пришли в себя. Если до этого мы выявляли за сутки 1600-1700 пьяных водителей, то сейчас их не больше тысячи. Будем продолжать - станет еще меньше”, - уверен господин Коломиец. При этом владельцы транспортных средств, заплатившие штраф или лишенные водительских прав, нередко писали на автомобильных интернет-форумах о “многочисленных нарушениях”, “злоупотреблениях” и “превышениях полномочий” сотрудниками ГАИ.
К дискуссии о том, имеют ли право сотрудники ГАИ на месте изымать водительские права и передавать их в суд, подключились и юристы. По их мнению, прямой нормы Административного кодекса, согласно которой сотрудники ГАИ могут забирать у водителей права, не существует. В Госавтоинспекции на эти аргументы отвечали, что права “не отбираются”, а “временно изымаются для передачи в суд”.
Начиная с сегодняшнего дня подразделения ГАИ, откомандированные в разные регионы страны, начнут возвращаться на места постоянной службы. Многие водители надеются, что ситуация на дорогах после окончания профилактической операции станет прежней. Впрочем, Сергей Коломиец вчера заверил, что “работа будет продолжена в таком же режиме”. “Наверное, меньше людей будут доставляться в суды, но работа не прекратится - технология отлажена, и она доказала, что является эффективной”, - отметил господин Коломиец.