В Шенгенской зоне такие микроавтобусы служат передвижными постами наблюдения и одновременно лабораториями паспортного контроля. Впервые в Европе их начали применять в Германии и Австрии, а после отмены между ними внутренних границ большую часть мобильных тепловизоров направили в Польшу, Словакию и Венгрию для использования на кордоне с Украиной и Беларусью.
Поляки идею творчески развили и часть из 200 комплексов установили на вертолетах. До последнего времени взаимодействие между нашими пограничниками и их западными коллегами, в рамках которого украинцы нередко получали упреждающую информацию, позволяло задерживать нарушителей еще до того, как они подходили к линии границы. В случае высокой вероятности прорыва пограничники сопредельных государств одновременно действовали с «фронта» и «тыла». Теперь в Украине появились собственные «Шенгенбусы».
Вообще-то «Шенгенбусы» — больше европейское называние, у нас же они официально именуются мобильными тепловизионными комплексами. Принцип их использования довольно прост и достаточно эффективен: автомобиль следует по установленному маршруту (или скрывается в засаде), расположенная на его крыше тепловизионная станция «просвечивает» близлежащую местность. Сложный рельеф, конечно, способен несколько снизить дальность обзора, но в идеальных условиях на расстоянии 14—20 км ни один живой объект не пройдет незамеченным.
Ни лесопосадки, ни туман, ни ночь не оказывают существенного влияния, потому что микроволновый сенсор настроен на тепло, исходящее от объекта размером и весом с человека, а на экране отражаются контуры выявленной цели.
Выследив движущихся к границе людей, оператор «Шенгенбуса» самостоятельно наводит на них пограничный патруль, который проверяет законность их пребывания в приграничье. По утверждению специалистов, тепловизор безвреден для тех, кто попадает в поле его действия.
Госпогранслужба сейчас активно внедряет интегрированную информационно-телекоммуникационную систему контроля за обстановкой на кордоне по всему его периметру. Когда она будет полностью налажена, роль тепловизоров возрастет: по замыслу информация о видимых ими объектах будет в автоматическом режиме поступать на экран дежурного по отделу пограничной службы, который организует взаимодействие между «Шенгенбусом» и группой задержания.
Уникальность такой системы еще и в том, что она будет защищена от постороннего вмешательства и позволит на протяжении нескольких лет сохранять в электронной базе данных всю схему поисковых действий с привязкой к координатам местности.
Мобильные тепловизоры стоят недешево. Например, каждый из 12 комплексов, поступивших в Украину по линии международной технической помощи из Израиля, оценивается примерно в 350—400 тыс. евро, а более мощные и совершенные вообще могут стоить до 900 тыс. евро. Кому-то это покажется заоблачной ценой, но, с другой стороны, некоторые наши политики ездят на автомобилях не намного дешевле самого дорогого комплекса, способного служить интересам национальной безопасности в течение многих лет.
Упомянутые цены — европейские. Не думаю, что для нашего ВПК создание подобных приборов является чем-то недосягаемым. Да и автомобильную базу можно выбрать гораздо проще — не «Фольксвагены» и «Мерседесы», а хотя бы «Газели», у которых с проходимостью тоже все нормально. Программное обеспечение смогут написать специалисты Института программных систем НАНУ, которые для информатизации наших пограничников за последние годы сделали очень многое.
Будучи заведомо дешевле, украинские тепловизоры смогут потеснить на рынке приборы западных производителей. За тепловизорами как принципиально новыми средствами дистанционного контроля местности большое будущее, и сейчас важно не упустить момент.
Председатель Госпогранслужбы Николай Литвин считает, что тепловизоры нужны для охраны украинских кордонов.
«Многие иностранные компании будут предлагать нам свои разработки, — прокомментировал этот вопрос Николай Литвин. — В ближайшее время мы определимся, какие именно и сколько передвижных комплексов необходимо для надежного прикрытия наиболее напряженных участков границы. Изучим не только сегодняшнюю потребность, но и перспективу ближайших пяти-десяти лет. Закупать такую технику будем в течение нескольких лет, поэтому очень важно, чтобы она, с одной стороны, морально не устаревала, а с другой — была приемлемой по цене».