Память человеческая имеет свойство быть короткой. Когда-то в 1999 году за гол Шевы в ворота сборной России на последних минутах матча этого тренера на руках готовы были носить. Да чего далеко за примерами ходить? Выиграй «Динамо» у «Манчестера» (а вдруг?!) месяц назад - и сейчас носили бы.
Сам же Сабо вот уже месяц действительно лечится в больнице. Причем не в какой-нибудь Швейцарии или Германии - нет, в простом санатории под Киевом, где его и навестила «Комсомолка».
Работа у нас такая…
27-й километр Столичного шоссе. Места здесь потрясающие: озера, сосновый лес. Местные красоты успел оценить и Виктор Янукович, чья дача-дворец - по соседству. А вот санаторий, адрес которого Сабо нам диктует по телефону, - самый обычнейший. Старые, советского образца больничные корпуса. Типичный контингент больных, неспешно прогуливающихся по дорожкам парка. Посетители несут передачи в целлофановых пакетах.
Странно… Неужели тут лечится сам главный тренер киевского «Динамо»? Нет ли какой-то ошибки? Перезваниваем на мобильный.
- Нет-нет, все правильно, вы не ошиблись, - звучит в трубке знакомый голос. - Сейчас я к вам спущусь.
Спустя пару минут Сабо появляется в дверях, над которыми висит не совсем уместная, как для больницы, вывеска «Ласкаво просимо!». Он придерживает дверь, пропуская вперед старушку с палочкой. Смущенно принимает букет из 11 красных роз и подарки от «Комсомолки»: первый том нашей «Книжной коллекции», сувениры.
- Да ну, не стоило, зачем?..
- Так ведь у вас, Йожеф Йожефович, как раз сегодня почти юбилей! - находим мы формальный повод таки всучить презент. - Ровно 801 месяц со дня рождения! (чистая правда, Йожеф Сабо родился 29 февраля в високосный 1940 год. Настоящий день рождения ему приходится праздновать лишь раз в четыре года! Так почему нам не поздравить хотя бы с таким «юбилеем»? - Прим. авт.)
Сабо «пас» принимает, шутку оценивает, смеется.
- Надо же, месяц назад действительно был юбилей. Я и не знал, - разводит руками. - Вы уж извините, что здесь приходится вас принимать. Ничего не поделаешь: работа наша такая. Нервная.
- Как ваше здоровье сейчас?
- Слава Богу, уже лучше, потихоньку иду на поправку. Но я сам виноват в том, что произошло: прекрасно знал, что должность главного тренера - это электрический стул. Согласился возглавить «Динамо» - вот и получил. Мог ведь оказаться там, где и Лобановский…
- Типун вам на язык, Йожеф Йожефович!
- Типун - не типун, а всякое могло случиться. Хорошо хоть успел «скорую» вовремя вызвать. Ну ничего, выкарабкаюсь. 12 декабря врачи обещали, если все нормально будет, отпустить.
Запрет на футбол
- По телевизору футбол смотрите?
- Нет, врачи запрещают. Даже разговаривать на эту тему не рекомендуют. А то сразу завожусь, начинаю нервничать - тут же давление подскакивает. Хотя мне, конечно, звонят и рассказывают, как сыграло «Динамо».
- Вас в санатории кто-то проведывает?
- Приезжали Рац, Мунтян. По телефону общался с Игорем Михайловичем Суркисом.
- У вас свободное время наконец появилось. Как им распоряжаетесь?
- Да ничего особенного. Посещаю процедуры, бассейн, кроссворды разгадываю, гуляю в парке, на озеро хожу. Интересно!
Тут вокруг санатория такие постройки выросли - что я просто диву даюсь. Оказывается, люди себе целые замки-крепости выстроили, выкупили озера, леса, намыли себе острова, свои лодочные станции организовали. Так что живет народ тут неплохо.
- Тем временем у вас самого крупная неприятность с домом в Закарпатье произошла (пока Сабо лежал в больнице, у него дотла сгорел загородный дом. - Прим. ред.)…
- Даже не хочу эту тему затрагивать! Это случилось - ничего не изменить. Ну так вышло - сгорел дом, не вешаться же из-за этого?!
- Ладно, сменим тему. Смотрели мы недавний матч против «Ромы»…
- Вот опять вы о футболе! Ладно уж, давайте поговорим…
«НИ-ЧЕ-ГО вы не сможете сделать…»
- От него никуда не деться, Йожеф Йожефович! Так вот: команда просто «мертвая»! Это видно абсолютно всем. И есть подозрение, что такой она была и месяц назад, и в сентябре. Вы же, находясь внутри команды, наверняка видели это своими глазами. Почему возглавили «Динамо», обрекая тем самым себя на провал?
- Надеялся, что мне удастся что-то изменить к лучшему… Видимо, не все так думали - на первой же тренировке ко мне Саша Шовковский подошел и сказал: «Ничего вы уже не сможете сделать, Йожеф Йожефович, НИ-ЧЕ-ГО…»
- Он это с вызовом вам сказал?
- Вовсе нет - наоборот. Шовковский - настоящий профессионал, именно тот человек, на которого можно положиться. Значит, увидел Саша, как игрок опытный, что-то такое внутри команды, чего не заметили другие…
«Динамо» сейчас переживает кризис, к которому шло уже давно. Нужно постепенно омолаживать коллектив, об этом я и заявил, когда возглавил команду. Похоже, это очень сильно задело ветеранов. Они почему-то решили, что я хочу их убрать из команды. Но это ведь неправда - никто от них избавляться не собирался, просто нормальная мировая практика, когда опытный коллектив «разбавляется» молодежью. Так в свое время наигрывались молодые Шевченко и Ребров.
Но все станет на свои места, нормализуется, у «Динамо» есть классная молодежь, поверьте мне. К тому же, возможно, президент раскошелится на нескольких высококлассных футболистов. Вот именно вокруг этого фундамента и можно выстроить команду. Это то, чем я планировал заняться на посту главного тренера.
- О своих планах говорите уже в прошедшем времени, но вы ведь по-прежнему главный тренер киевского «Динамо»?
- Пока что меня действительно никто не увольнял, несмотря на не очень лестные высказывания Игоря Михайловича Суркиса. Сейчас я на больничном, когда выйду - будем разговаривать с руководством. Ведь валить вину за проигрыши команды на одного человека бессмысленно. Говорят: Буряк виноват, Сабо виноват... Но в чем именно?! В таком жутком кризисе виноваты все.
И кто бы ни пришел на место главного тренера «Динамо», перед ним встанет гора все тех же проблем, которые в одночасье не решить.
Бразильцы хороши, пока играют
- Проблема в игроках?
- В том числе. Характеры-то у всех тяжелые, чуть что не так - фыркают, обижаются, каждый считает, что именно он должен играть в основном составе. Вот, к примеру, бразильцы - с ними нет проблем, пока они регулярно попадают в основной состав. Кого-то из них не поставишь - начинаются обиды, перестают выкладываться на тренировках.
- А местные?
- С ними чуть легче. Хотя бы потому, что можно общаться без переводчика. Но и здесь тоже есть конфликты. Не разрешил я на день позже заехать на базу, побыть с семьями - обиделись.
К тому же футболисты не понимают, что у каждого игрока есть своя планка, выше которой не прыгнешь. Рожденный ползать летать, увы, не сможет. Ну а что сделаешь, если нет мастерства?
В свое время Лобановский смог это компенсировать хорошей физической подготовкой команды и бойцовскими качествами игроков. Сегодня этого уже нет.
- В Киев летом приезжал француз Жерар Улье. Но в последний момент принять «Динамо» отказался. Что ж он такого страшного тут увидел? Или, может, просто, в отличие от вас, пожалел свое здоровье?
- Ха! Ну не знаю, чего он отказался. В любом случае если пригласят иностранца, он непременно будет подбирать для себя новых исполнителей. Это дополнительные расходы. А ведь у нас нет таких денег, как у «Шахтера», на покупку легионеров - мы этого не стесняемся говорить. Значит, ставку надо делать на доморощенных игроков.
P.S. Знаете, общаясь с Сабо, невольно проникаешься симпатией. Человек действительно «горит» своим делом. В нем есть то, чего нет у многих действующих футболистов - настоящая страсть к Игре. Это достойно уважения.
Делал ли он глупости в своей карьере? Бывало. Ошибался? О, неоднократно! Но не глупил никогда только тот, кто никогда не любил. А от ошибок гарантированно застрахован тот, кто ничего не делает. Помните об этом, прежде чем судить.
P.P.S. А футбол, несмотря на строгий запрет врачей, он все-таки смотрит! Сабо сам не заметил, как проговорился: «Смотрел, как «Шахтер» пропустил на последней минуте и не понимал: как так можно?!»
Выздоравливайте, Йожеф Йожефович! И возвращайтесь в любой роли. Слишком мало в нашем футболе таких людей.
Неравнодушных.