Ему приписывали все смертные грехи самого широкого диапазона – от аккуратного расшатывания демократической коалиции до кадровых зачисток в силовых ведомствах.
Не менее широк и спектр предполагаемых сил, а также отдельных лиц, искренне заинтересованных в очернении репутации правой руки Виктора Ющенко. На информационное противостояние с Банковой они не жалеют ни средств, ни времени.
Выпады пиарщиков пока только раз угодили бумерангом по завистникам. В ответ на обвинения Балоги в заговоре против подписания коалиционного соглашения через близких ему людей, эти самые люди («нашеукраинцы» Криль и Петевка) не поленились заявить о том, что на момент сенсации даже не видели самого текста документа и, по их словам, являются далеко не единственными, кто до сих пор не поставил свои подписи рядом с автографами Луценко и Кириленко.
Директор центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев считает, что развернувшийся в прессе ажиотаж вокруг персоны Виктора Балоги не совсем уместен, поскольку в силу ряда обстоятельств журналисты склонны преувеличивать публичную роль главы президентской канцелярии. «К сожалению, в медиа, как впрочем очень часто и в разных массовых сообществах, где нет разветвленных коммуникаций, слухи и минимум информации становятся причиной демонизации и мистификации политических фигур. Таким же образом дело обстоит и с Балогой, который скорее является бюрократом, чем политиком, но вместе с тем занимает очень высокий пост, - заявил RUpor`у Ермолаев. – Поэтому, слухи, помноженные на минимум информации, и стали причиной такой демонизации этой личности».
Балога в первую очередь мешает Тимошенко, хотя в то же время, он нужен Юлии Владимировне, чтобы в случае провала «демократической коалиции» на него «повесить всех собак». Обвинение Балоги в поражении коалиции любого формата выгодно и по полной программе может быть использовано и самим Ющенко, которому образ «злого царя» крайне необходим, как противопоставление образу «доброго царя», на которого, несомненно, претендует он сам. И Партией регионов, негодующей в ипостаси оппозиции. Сделать его крайним за отсутствие компромисса между «оранжевой» и «голубой» элитами окажется проще всего.
При этом сама по себе борьба за доброе имя в политическом процессе и является одним из его внутренних смыслов. «Он является тяжеловесом, который участвует в политико-сумиских турнирах. Поэтому то, что его выталкивают – это нормально. Это то политическое сумо, в которое играют все наши политики. Поэтому все идет естественным путем», - сообщил RUpor`у социолог Дмитрий Выдрин.
К преимуществам Балоги, как борца, исследователь относит проницательность, сильную политическую хватку и уверенность в себе. «Я помню его фотографию на прошлые крещенские морозы, где он появился на публике голым. Видимо, это не случайность, а некий знак того, что он всегда чуствует себя защищенным и не против рискнуть, что и выделяет его как политика», - подчеркнул Выдрин.
Поэтому в сентябре 2006 года кандидатура Балоги лучше всех подошла на роль главы Секретариата президента.
Директор программ Школы политической аналитики при Национальном университете «Киево-Могилянская академия» Василий Яблонский отметил, что новый помощник нужен был Виктору Ющенко для «отражения атаки со стороны правящей коалиции, посягнувшей на демократию в целом и полномочия президента Ющенко частности». «По результатам этих восьми-девяти месяцев мы видим, что Виктор Иванович с поставленными заданиями справился», - сообщил RUpor`у Яблонский.
Что касается попыток прессы по дискредитации главы Секретариата, то они, по мнению политолога, вовсе не новы. «Они были постоянно. Вспомните поднятие каких-то старых дел против брата Виктора Балоги, упреки по руководству избирательным штабом и буквально каждый момент Балога находился под огнем критики оппонентов, причем с разных лагерей», - отметил эксперт.
Антипод Януковича
Кроме умения в сжатые сроки организовывать работу президентских управленцев он имеет собственную полноценную команду. Верных ему людей Виктор Иванович самостоятельно отбирал во время работы на должности главы облгосадминистрации в Закарпатье. После Оранжевой революции преданные ему люди колонной перешли в Министерство чрезвычайных ситуаций, а теперь – в органы президентского блока власти: структуры Секретариата президента, Совбеза, СБУ и госадминистраций в регионах.
Лично у Виктора Ющенко всего этого нет и не могло быть. Опорная группа президента, начиная с его стремительной карьеры в Нацбанке, сплошь и рядом состояла из богемных интеллектуалов финансового (ФГИ времен Ланового и Еханурова, банковский топ-менеджмент, аналитическая группа Виктора Пинзеныка) и юридического (Игорь Пукшин, Сергей Власенко, Алексей Резников, Николай Катеринчук) профиля. С такими людьми можно вести бизнес, с ними удобно организовать партию и даже можно победить на выборах, но их талантов недостаточно для ведения рутинной работы закрытых учреждений в условиях войны «всех против всех». Они прекрасные друзья, и их заведомо грешно было бы считать исполнителями.
Появление Балоги рядом с главой государства было связано и с адекватными мерами против второго пришествия Януковича. Именно он из всех разношерстных представителей либерального окружения Ющенко имел выстроенный по примеру «донецких» эшелон верных профессионалов, которые также как и «регионалы» были объединены по принципу землячества.
Стоить отметить, что как у Балоги, так и у Януковича при всех отличиях индивидуальных биографий практически совпадает губернаторская хронология. Оба Виктора получили свои области в конце 90-ых. (Балога - в 1999, Янукович – в 1997 году). Чем знаменито то время, общеизвестно: безработица, становление национальной валюты, возрастание социальной напряженности. Поэтому они оба в одинаковой мере не понаслышке знают, что такое ежедневная работа на местах и хозяйствование в перенаселенных и многонациональных регионах.
Трудно допустить правдоподобность премьерских амбиций Виктора Ивановича. Он не нужен президенту в конкурирующем государственном органе. Незаменимых помощников нет, есть незаменимая команда.