Так, по данным прокуратуры в Закарпатской области, в регион из Венгрии на протяжении 6 лет под видом сырья ввезли 1500 тонн опасных отходов. Еще более 400 тонн так называемого «Премикса» было вывезено за пределы Закарпатья - в Ивано-Франковскую, Львовскую и Киевскую области.
В закарпатское село Шома так называемый «Премикс» завезли в конце 90-х годов. Говорили, что это строительный материал. Сбросили 200 тонн на школьном дворе. Дом семьи Шимонов расположен в 30 метрах от школы. Семья жалуется, что все болезни в семье от такого соседства.
Тиберий Шимон, житель с. Шома: «У меня и сын больной, я уже не хочу ничего сказать. Тогда сказали - будут помогать. Никто не помогал. Так что нечего речь вести».
В селе Бакта химикаты появились лишь несколько лет назад. Жителям говорили, что это удобрения для растений. Селяне активно использовали удобрения, пока на огородах не выросли овощи-мутанты.
Николай Сиренко, житель с. Бакта: «Выросли морковка, редька, которые имеют один стержневой корень, а у них появилось по 6-7 корней. И это не одиночные растения, а массово».
В 2005-м прокуратура Закарпатской области делает сенсационное заявление: эти химические отходы чрезвычайно ядовитые, и вызывают смертельные болезни.
Виктория Роман, пресс-секретар прокуратуры Закарпатской обл. (13.07.2005): «Анализы провел институт Мирзоева. Согласно этим выводам экспертизы, это вещество, ввезенное на Украину, является отходами химической промышленности, и относятся к первому классу опасности».
Спасатели собирают разбросанный по району «Премикс» в мешки. Ими загружают 24 вагона, которые до сих пор простаивают в селе Боржава. С начала этого года уголовное дело расследуют закарпатское управление СБУ. Вывод уже противоположный: «Премикс» - лишь вторичное сырье.
Роман Майданский, следователь Управления СБУ в Закарпатской обл.: «Вывозилось за пределы области, реализовывалось тем структурам, которые использовали его для производства тех или других деталей, в том числе тормозных колодок. Скажу сразу, что из «Премикса» изготовлялись не только тормозные колодки, но и шины. Вывозилось в другие области около 450 тонн».
По заказу СБУ харьковские ученые в течение года исследовали загадочное вещество. И хотя население убеждали, что химикаты не вредные, люди и дальше болеют.
В этих трех домах хотя бы один житель болен раком. Татьяна Чаркань в этом году потеряла молочную железу.
Татьяна Чаркань, жительница с. Бакта: «А в прошлом году тоже были, тоже снимали на телевизор, показывали. Шуфрич здесь был, наш Нестор. Ну и что сделали? Он даже учился здесь у нас на Закарпатье. Ну и что с того?»
Елизавета Иосифовна, жительница с. Бакта: «Потому что там, наверное, высокие люди замешаны, и за это ничего. Никто не хочет за них говорить. Пробовали наши люди, но...»
В 2005 году утилизация «Премикса» стоила государству 16 миллионов гривен. Тогда это было очень дорого. Теперь же, почти за два года простоя в вагонах железной дороги, надо заплатить уже более 10 миллионов гривен.