Конечно, в столицу зачастую стремятся молодые люди с амбициями, они заканчивают здесь университеты, устраиваются на работу и остаются жить. Из них получаются отличные специалисты – поскольку есть деловая хватка и какие-то конкретные цели, в отличие от местных, которым не нужно было особо пробиваться – они и так здесь родились, имеют жилье, и иногда и связи, помогающие устроиться в жизни. Но есть и другая категория "понаехавших": часто в столицу едут работяги, для которых главное – не профессиональное самоопределение и самореализация, а материальное благосостояние, а вернее – возможность хоть что-то заработать и прокормить семью. Больше всего такого народу в Киев едет из сельскохозяйственных регионов и депрессивных промышленных территорий – к такому выводу пришли специалисты центра занятости.
Вот рассказ водителя маршрутки № 484 Сергея из Черкасской области:
– У нас в АТП – почти все приезжие, киевляне на зарплату 1500 гривен работать не идут. Работаем вахтовым методом: три недели работаем, неделю дома. Наши местные в Киев стремятся, а меня лично домой тянет. Но у нас такой зарплаты в городке нет, а здесь еще и подработать можно. Семью кормлю, не жалуется никто, ни жена, ни дети.
Найти в регионах достойную работу сложно и более квалифицированным работникам. Впрочем, и в Киеве не всегда удается устроиться по специальности.
– В Киев перебрался давно, перспективы работать врачом в городе нет никакой, все места забиты и куплены. Приехал сюда, устроился в госпиталь, жить приходится на квартире. Зарплаты врача не хватало даже на то, чтобы оплатить комнату, – поделился своим опытом Игорь Прокопенко, менеджер фармацевтической компании, родом из Черновцов. – Устроился в компанию медицинским представителем. Потом меня повысили, стал руководить отделом. Зарплатой доволен, но очень много денег уходит на оплату квартиры. Перспективы с жильем у меня нет, как и у всех мне подобных. Но в Киеве можно жить и не чувствовать себя ущербным. Если что-то поменяется – пойду снова врачом работать. Если бы давали жилье медикам, из медицины бы не ушел. Я даже не знаю, нравится мне Киев или нет. Я и не вижу его совсем, работы много, в командировки по Украине часто ездить приходится...
С одной стороны, объективно, внутренняя трудовая миграция дает немало положительного – заполнение свободных рабочих мест, большая занятость населения, Но без ложки дегтя никак не обойтись. Тема "понаехавших" то и дело всплывает в самых жарких спорах.
В частности, в интернет-сообществе "Киев", сообщения, посвященные большому количеству приезжих в городе, собирают рекордное число комментариев самого разного толка, причем нередко участники виртуальных дискуссий скатываются до оскорблений: мол, все некиевляне – необразованные хамы, из-за них город утопает в мусоре, повышаются цены на аренду квартир, на улицах не пройти, растет преступность и т.д. А приезжие, в свою очередь, винят киевлян в необоснованном чванстве и снобизме, мягкотелости и... нежелании работать. Спор этот вечен, и в чем-то правы и те, и другие. Ведь и киевляне, и приезжие – это вовсе не однородные массы.
Взять хотя бы тех же нелегальных трудовых мигрантов, которые не только живут в столице без регистрации, но и работают без официального трудоустройства. В таких условиях невозможно обеспечить социальную защиту населения даже по тем скудным нормам, которые приняты в нашей стране.
Откуда к нам едут?
По данным столичной службы занятости, внушительную группу приезжих составляют те, кто ежедневно едет на работу в столицу. Место постоянного проживания таких мигрантов – пригородная зона столицы, куда входят районы Киевской, Черниговской и Житомирской областей. Они составляют 39% от общей численности мигрантов, или 27,2 тыс. человек, трудоустроенных на столичных предприятиях с начала года.
Вторая группа – приезжие из других регионов, работающие и живущие в Киеве без регистрации. Из общего числа работников столичных предприятий, устроившихся на работу за девять месяцев этого года, больше всего зарегистрированных в Днепропетровской, Винницкой, Черновицкой, Донецкой, Харьковской, Сумской, Одесской областях. Из каждой в столицу прибыло от 2 до 4 тыс. человек. За ними следуют Полтавская, Хмельницкая, Львовская, Запорожская, Луганская, Кировоградская, Николаевская области и АР Крым. Из них в столице с начала года трудятся по 1,5–2 тыс. человек. Меньше всего мигрантов из Закарпатья (300 человек с начала года) и Севастополя (700 человек).
– По закону, все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности обязаны отчитываться госслужбе занятости о численности принятых работников с указанием их местожительства, – объясняет Мария Шурко, начальник отдела предоставления услуг работодателям столичной службы занятости. – Пользуясь этими данными, мы и смогли отследить количество приезжих в Киеве.
"Киев отнял у меня мужа"
Этим летом корреспондент "Газеты..." познакомилась с женщиной лет сорока с маленьким ребенком. Разговорились. Узнав, что журналистка из Киева, новая знакомая вдруг выпалила:
– Терпеть не могу этот Киев, что там хорошего? Ни-че-го. Он отнял у меня мужа, который работает на стройке, вахтовым методом, живет в общежитии. Три месяца трудится, неделю дома отдыхает. В Глухове у нас работы нет, все заводы стоят давно, еще с девяностых. На работу могут устроиться только молодые, в основном – на таможню, там платят хорошо. А кто его возьмет в сорок пять лет? – все везде своих пристроили. Вот он в Киев и подался по объявлению. Зарплата неплохая, бывает 3000 гривен в месяц, а бывает, что и 4000. Мы дома ремонт затеяли, все деньги теперь на него уходят. В доме шесть комнат, все их надо сделать, кухню и ванную в порядок привести. Вот и жду его зарплаты, как манны небесной. У меня самой оклад маленький, всего 700 гривен. На мои деньги не проживешь, а у нас – четверо детей. Я уже привыкла, что его дома нет, мы без него справляемся. Сначала тосковала, а теперь ничего, полегче стало. У некоторых мужья вообще в России работают, по полгода не приезжают. А нас в Глухове почти ничего не строят, мужики, у кого ни спроси, – на заработках.