Далі - мовою оригіналу
В понедельник, 21 июля, пенсионеры Крыма, которые, несмотря на российскую оккупацию, решили сохранить украинское гражданство, получили радостное известие – «Укрпочта» впервые с момента аннексии полуострова начала осуществлять туда пенсионные переводы. К сожалению, за последние несколько месяцев это едва ли не единственная хорошая новость о государственном почтовом операторе.
Кстати, на этот пикантный момент участники рынка почтовых перевозок обратили внимание сразу же после назначения Михаила Петровича на должность гендиректора «Укрпочты». Нехорошие предчувствия усиливало то, что в «Мист Экспрессе» он трудился не как наемный менеджер, а был заместителем главы совета директоров – куда входят, как правило, либо акционеры (то есть, собственники), либо лица, особо к ним приближенные. Михаил Панькив относился именно ко второй категории. А значит, имел прямую материальную заинтересованность в лоббировании интересов львовской компании.
На работу в украинский «Мист Экспресс» Панькива пригласил товарищ по бурной львовской молодости – некий Ростислав Кисель, уроженец Львовской области, а ныне гражданин Канады, владелец канадской корпорации Meest Corporation Inc. В Канаде он оказался после того, как в середине 1990-х годов была разгромлена преступная группировка Ореста Завинского по кличке «Завиня», членом которой и был Кисель. За океан ему пришлось бежать от правоохранителей и опасаясь мести бывших товарищей по преступной деятельности, потому что каким-то образом у Ростислава Киселя на руках оказалась значительная часть воровского «общака». Именно она послужила стартовым капиталом для основания корпорации Meest, впоследствии ставшей одним из лидеров в Северной Америке по доставке грузов в страны СНГ.
Сегодня украинская «дочка» канадской корпорации «Мист Экспресс» занимает третье место в стране по объемам почтовых перевозок после «Укрпочты» и «Новой почты». При этом львовская компания – единственная среди всех частных операторов Украины, которая имеет право заниматься международной почтовой связью. Ведь для этого, по закону, необходимо быть членом Всемирного почтового союза, который уже несколько лет не принимает в свои ряды частные фирмы. Каким-то образом «Мист Экспрессу» удалось получить статус участника ВПС как раз накануне того, как эта организация решила работать только с государственными операторами.
Эксперты говорят, что международная почтовая связь является очень перспективным сегментом рынка. «Можно сказать, что за ним будущее украинской почты. Кто будет доставлять почту за рубеж – получит сильное конкурентное преимущество перед другими операторами», - утверждает экс-замгендиректора «Укрпочты» Геннадий Вовк. По его словам, до недавних пор за развитие этого направления на госпредприятии отвечал специальный отдел по взаимодействию с международными клиентами, но после назначения гендиректором Михаила Панькива он был расформирован. «А в Украине, кроме «Укрпочты», международной почтовой связью занимается еще только одна компания. Все. Естественно, клиенты, которым нужна эта услуга, перейдут туда»,- говорит Вовк. Таким образом, «Мист Экспресс» получит новые контракты, а у «Укрпочты» останутся лишь малоприбыльные, а то и вовсе убыточные направления – вроде подписки на периодику или пенсионные выплаты.
Впрочем, учитывая наполеоновские планы Михаила Панькива, вскоре могут быть ликвидированы и эти участки работы. Новый гендиректор не устает повторять, что «Укрпочта» находится на грани банкротства, от которого ее может спасти передача львиной доли рабочих процессов на аутсорсинг и серьезная реструктуризация. В частности, закрытие нерентабельных отделений, которых по Украине насчитывается более 13 тысяч. При этом большая часть из них находится в сельской местности, где выполняют не столько бизнес-, сколько социальную миссию – выплачивают пенсии, принимают коммунальные платежи, обеспечивают связь с внешним миром. Закрытие этих отделений означает, что миллионы сельских пенсионеров в одночасье предстанут перед серьезной проблемой – ведь столь привычные для города пенсионные карты до сел еще практически не дошли, а если и дойдут – то что с ними делать в глухих украинских деревнях, где почти нет банкоматов, а о терминалах в торговых точках даже не слышали? А ежемесячно ездить в райцентр обналичивать пенсию могут позволить себе единицы сельских пенсионеров.
Есть все основания полагать, что если руководство страны не прислушается к мольбам трудового коллектива «Укрпочты» и позволит Михаилу Панькиву закончить начатые им «реформы», десятки тысяч сотрудников госпредприятия очень скоро рискуют остаться без работы, а миллионы украинцев – без жизненно необходимых услуг, которые им оказывал государственный почтовый оператор. Методы, которые выбрал новый гендиректор для «спасения» «Укрпочты», очень напоминают действия неопытного врача, который вместо того, чтобы лечить пациента терапевтическими методами, сразу направляет его на операцию, даже не разобравшись, что у того болит. Но даже самый плохой врач не заинтересован в смерти своего пациента. В отличие от руководителя «Укрпочты», который после «смерти» своей подопечной с осознанием выполненного дела сможет спокойно вернуться к прошлой жизни. Но уже с гораздо лучшими условиями.