Фотовыставку ко Дню независимости Союз фотохудожников проводит уже в двенадцатый раз. Не совсем ясно, почему организаторы дали выставке настолько пафосное название. Возможно, это некоторая спекуляция штампами и громкими лозунгами, до сих пор остающаяся рудиментом минувшей эпохи. Цели и задачи, которые ставят перед собой украинские фотографы, совершенно различны, и приводить их к одному знаменателю не просто сложно, но даже неуместно. Из тысячи предложенных работ жюри в этом году отобрало 127, призерами же стали только четыре. Выставка показывает скорее не лицо Украины в целом, а лицо украинской фотографии. Следует отметить, что выглядит оно достойно и убедительно.
Гран-при этого года был отдан Эдуарду Хитрому из Ровно. Его работа носит название «Крестный ход». Она выполнена в технике черно-белой фотографии, что придает ей эмоциональности. Ничуть не уступает в исполнении и динамике фотография Александра Задираки под названием «Покаяние». Кадр — всего лишь часть репортажа с футбольного матча. Однако прекрасно слаженная композиция, баланс черного и белого и само содержание изображения (стоящий на коленях игрок и судья) делают именно эту работу одной из самых лучших экспонатов выставки. Однако Александру Задираке было отдано только второе место. Первое же место досталось Виталию Сипко из Винницы, который представил выполненную в цвете работу «Одиночество». Фотография, вероятно, была сделана цифровой камерой, отчего драматический сюжет, попавший в фокус его объектива (одинокая пенсионерка), многое утратил в своей силе. Тем не менее Виталию Сипко жюри присудило первое место.
Недоумение вызывала работа, занявшая в конкурсе третью позицию (Валентин Сычинский, Одесса).
Смонтированное в Photoshop изображение клавиш фортепиано, лилий и какого-то загородного пейзажа выглядело неудачно и явно иллюстрировало настоящий китч или же элементарное отсутствие вкуса. Такой пример, к сожалению, не единственный. Злоупотребление цифровыми преимуществами и компьютерной обработкой многого лишает настоящую фотографию, именно ту, которую обычно и называют искусством. Этому подвержены многие авторы нынешней фотовыставки. Но вместе с тем среди представленных работ есть и совершенно уникальные, не занявшие, впрочем, призовых мест. Это работы Евгения Кома из Запорожья, которого можно считать одним из первых идеологов фотографического клубного движения на Украине. Его работа, представленная на выставке,— выразительное изображение стройных силуэтов детей, бегущих за мячом вниз по песчаному бархану.
Яркие по исполнению и мастерству работы также представили СЕМЕН МЕЛЬНИК ИЗ УЖГОРОДА, Юрий Штанько из Киева, Олег Усатюк из Винницы, а также фотографы из Львова Александр Кильдияров и Николай Тынкалюк.
"КоммерсантЪ"
27 серпня 2007р.
Теги: