«ФАКТЫ» рассказывали об этом случае по горячим следам — в сентябре прошлого года. На днях суд вынес похитительнице приговор.
В Свалявской районной больнице приблизительно за два месяца до похищения стала появляться женщина ромской национальности. Она заходила в детское отделение, представлялась мамой одного из маленьких пациентов и просила забрать ребенка домой (мальчик лежал в палате для брошенных детей, его родную мать в больнице практически не видели). Медсестры, естественно, отказывались отдать малыша, и женщина на некоторое время исчезала. Ее визиты с попытками забрать ребенка и стали впоследствии одним из главных доказательств того, что преступление было тщательно спланированным, а не спонтанным, как позже пыталась убедить правоохранителей задержанная.
*Маленькому Коле в мае исполняется год, он сейчас находится в доме ребенка
Похищение произошло 3 сентября 2012 года около восьми часов вечера. После кормления из палаты исчез трехмесячный Коля. Врачи сначала подумали, что его тайком забрала родная мать, которая живет в одном из сел Свалявского района. И лишь после того, как связались с сельским фельдшером и выяснили, что мать к пропаже малыша не имеет отношения, обратились в милицию.
На место происшествия сразу прибыли руководство райотдела милиции, эксперты со следователем из областного управления внутренних дел. Во время опросов медперсонал и пациенты описали женщину в красном халате и тапочках, которая с ребенком на руках выходила из больницы. Составили ее фоторобот, который показали барону свалявского ромского табора. Однако тот заверил, что она — не из местных ромов. Служебная собака привела оперативников к железнодорожной станции, после чего потеряла след.
Ориентировки на подозреваемую сразу разослали в линейные отделы милиции на железной дороге, и это сработало. Около полуночи патрульный наряд на станции Мукачево увидел в зале ожидания похожую по описанию женщину с ребенком. Она попыталась убедить правоохранителей, что это ее сын, но никаких документов предъявить не смогла. Женщину задержали, а через некоторое время приехавший из Свалявы педиатр опознала в ребенке похищенного Колю. По дороге из Свалявы в Мукачево похитительница успела переодеться сама и переодеть малыша. Однако «маскировка» не помогла.
С Колей все было хорошо, женщина даже покормила его детской смесью. Похитительницей оказалась
— В 2004 году она вышла замуж за украинца и переехала жить к нему в Калушский район Ивано-Франковской области, — рассказывает прокурор Свалявского района Игорь Журахивский. — У Елизаветы есть десятилетняя дочь от предыдущего брака, которая воспитывается в Мукачевском интернате, но женщину лишили материнских прав. На момент похищения малыша из Свалявской больницы Елизавета была дважды судима. В 2009 году Мукачевский суд приговорил ее к трем годам лишения свободы, назначив годовой испытательный срок, за злостное невыполнение обязательств по уходу за ребенком и эксплуатацию детей. Иными словами, женщина попрошайничала вместе с дочерью.
Переждав испытательный срок, после которого судимость была погашена, Елизавета взялась за старое. В марте 2012 года Тячевский районный суд приговорил ее по той же статье Уголовного кодекса к четырем годам лишения свободы, назначив испытательный срок в полтора года. Похищение ребенка в Сваляве Елизавета совершила в период, когда испытательный срок еще не истек.
В этот раз женщине предъявили обвинение в незаконном лишении свободы ребенка. Делом занималось следственное управление областного УВД. Было назначено несколько экспертиз, в том числе психолого-психиатрическая, которая установила, что похитительница вменяема. Следствие так и не выяснило, почему женщина похитила именно этого малыша и как узнала его личные данные. Сама Елизавета в этом не призналась. Скорее всего, она дежурила у детского отделения, ожидая, когда к маленьким пациентам придут родные из ромского табора, заходила вместе с ними, смешавшись с толпой, а фамилию малыша подслушала у медсестер. Никаких связей между Елизаветой и родной матерью ребенка милиция не установила.
Неясны были и мотивы преступления. Подследственная уверяла, что украла ребенка «из материнских побуждений». Она, дескать, очень любит детей, а родить уже не может (имеется медицинская справка о гинекологическом заболевании). И даже обращалась в Калуше в службу по делам детей с просьбой позволить усыновить чужого ребенка. Поэтому, приехав в Мукачево в гости к матери, наведалась в Сваляву, зашла в больницу, увидела плачущего малыша и решила взять его на воспитание. На вопрос, почему она не пыталась вернуть из интерната родную дочь и каким образом собиралась легализовать украденного ребенка, подследственная внятного ответа не дала.
— На суде женщина признавала обстоятельства преступления, раскаивалась в содеянном, а вот относительно мотивов повторяла одно: «Я очень люблю детей, поэтому хотела взять мальчика на воспитание», — рассказывает старший прокурор Свалявской районной прокуратуры Алексей Чонка, поддерживавший на процессе государственное обвинение. — Однако мы доказали, что Елизавета украла ребенка с целью попрошайничества. Кстати, в палате для брошенных детей были еще два малыша ромской национальности, но женщина взяла именно Колю, очевидно, рассчитывая, что на нем можно будет больше заработать.
Во время следствия допрашивали и мужа Елизаветы. Оказалось, что он ничего не знал о планах жены. Известие о похищении из больницы чужого ребенка повергло его в шок.
Сразу после задержания Елизаветы Тымкив «ФАКТАМ» разрешили несколько минут пообщаться с ней.
— Почему вы взяли из больницы чужого ребенка, если у вас в интернате растет родная дочь?
— Меня к ней не пускают, — жалостливым голосом отвечала женщина. — Пока она закончит школу и сможет вернуться ко мне, нужно ждать шесть-семь лет. А я хотела ребенка уже сейчас. Первый раз пришла в Свалявскую больницу, чтобы узнать, какие необходимы документы для усыновления. А врачиха в детском отделении приняла меня за одну из мам... Потом я опять пришла в больницу. Хотела спросить медсестру, когда появится заведующая. В детской палате никого не было, ребенок очень плакал, поэтому я взяла его и ушла. Знаю, если дети лежат в палате сами, то родителей у них нет. Я просто растерялась — увидела, что ребенок плачет, и забрала его...
— Но у вас ведь были приготовлены одежда и детское питание!
— Да, у меня это было при себе...
— Как вы собирались оформить документы на чужого ребенка?
— Хотела прийти в службу по делам детей, объяснить все и оформить опекунство.
Свалявский районный суд приговорил Елизавету Тымкив к четырем годам лишения свободы. К этому добавили еще шесть месяцев из предыдущего срока по приговору Тячевского суда. В итоге похитительница проведет за решеткой четыре с половиной года. Приговор уже вступил в законную силу.
А Колю сразу после «прогулки» вернули в Свалявскую больницу. Врачам, не углядевшим за ребенком, объявили строгий выговор, пропускной режим в детском отделении сделали более жестким. Через несколько недель малыша перевели в дом ребенка. Здесь он пробудет до трех лет (кстати, в мае Коле исполняется год). Поскольку родную мать мальчика не лишали родительских прав, после трех лет она, если захочет, сможет забрать сына домой.
Фото автора
Ярослав Галас, «Факти» (Свалява — Ужгород)
чиста країна 2013-05-30 / 08:53:39
тих ціган і жебраків треба зобраті у даякому закинутому селі, обгородити двох-метровою стіною і згори залляті бетоном, бо вни вже надоїлі