Шухевич в Одессе

На форуме Закарпатья онлайн как-то была размещена информация о том, что на доме в Одессе, где жил Карл Маннергейм, установлена мемориальная доска. И пошли "приколы": а как бы было с Бандерой? А я подумал: не знаю, как Бандера, но Шухевич точно был в Одессе. Можно ли установить точно эти одесские адреса?

У Шухевча к 1947 году обострились проблемы со здоровьем - нквдисты это знали и активно искали во Львове всех, к кому он мог обратиться. А Шухевич, по жизни авантюрист и выдумщик, изящно перехитрил их, отправившись в ... Одессу, которая славилась высококвалифицированными специалистами и приморскими курортами.

Вначале, "на разведку", в Одессу отправилась связная и доверено лицо Шухевича Галина Дидык. Она приехала в Одессу в июне 1947 с фальшивым паспортом на имя С.Ф. Ксенжик и провела в городе месяц, собрав информацию, где лучше провести курс лечения. Она была в санатории им. Карла Маркса и на курорте "Куяльник" (ныне - Санаторий им. Пирогова, на берегу Куяльницкого лимана на северной окраине Одессы). Дидык была приятна удивлена прекрасным отношением к ней, галичанке, на Юге Украины - дело в том, что на Зап. Украине "схiдняков" она могла встретить только среди чекистов. Всё увиденное убедило в возможности лечения Шухевича в Одессе.

В мае 1948 года Дидык удалось получить две путевки, и они вдвоем с Романом Шухевичем, с документами на имя галицких учителей Я.В. Полевого и А.С. Хомяк, отправились в Одессу, где провели июнь-июль 1948 года. Всё это время они жили в санатории "Лермонтовский" (действует и ныне под тем же названием, находится по адресу Лермонтовский переулок, 2). Санаторий расположен в центре города, над пляжами Ланжерон и Отрада. Рядом - городской Парк культуры и отдыха им. Шевченко. Шухевич прошел обследование, а затем в течение полутора месяцев проходил курс лечения. Среди его лечащих врачей и консультантов были Неллингер, Сигал, Балабан, Казацкер, Шмальц и др.

Одесса, санаторий "Лермонтовский"

После лечения Шухевич и Дидык вернулись во Львов - лечение помогло, но через год его нужно было повторить и в июне-июле 1949 года они по тем же самым паспортам вновь приехали в Одессу. Невероятно, но самый разыскиваемый человек в СССР не менял внешности, более того, в паспорте у него была вклеена фотография, которая была в его деле в МГБ!

Во второй свой приезд в Одессу Шухевич и Дидык вначале остановились в квартире напротив санатория "Аркадия" (ныне санаторий "Аркадия" Государственной пограничной службы) на Гагаринском плато, 1 (причем к первому космонавту Ю. Гагарину, как выяснилось, оно не имеет никакого отношения и названо так потому, что до революции 1917 года там располагалась обширное имение князя Гагарина).

Одесса, санатория "Аркадия". "Мухтар" (памятник пограничнику с собакой)

Впоследствии они переехали в ближайшее предместье Одессы – село Крыжановку (ныне Коминтерновский район Одесской области), Крыжановка граничит с самым северным одесским парком и пляжем Лузановка, являясь фактически его продолжением. В Крыжановке они поселилась в комнате бригадира местного колхоза М. Жуматина. Лечились у тех же врачей, что и в первый раз.

Одесская обл., село Крыжановка

Шухевич и Дидык всегда были готовы к самому худшему развитию ситуации, держа наготове заряженное оружие. Но оно не понадобилось И это при том, что Шухевич вовсе не вел жизнь затворника - они с Дидык много гуляли по центру Одессы, даже фотографировались в тамошних фотоателье, посещали музеи и театры, так в Одесском оперном театре слушали оперу "Руслан и Людмила", в Одесском русском драм. театре (ныне - Одесский академический русский драм. театр им. А. Иванова) смотрели "Анну Каренину", в Летнем театре на Большом Фонтане - "Марицу" и т.д.

Одесса, Оперный театр

Но через некоторое время после возвращения Шухевичу вновь стало хуже - нужно было менять образ жизни, но Шухевич оставался подпольщиком, причем в "криївках" он жил, как все. По воспоминаниям Василя Кука (у которого надо сказать, были не совсем простые отношения с Шухевичем): "Шухевич полностью отказался от "вождистского" принципа руководства. Он не командовал другими людьми, а сотрудничал с ними. Внешне ничем не выделялся, даже став командармом УПА. Находясь в "криївках", мог собственноручно перебирать картофель. Никакой специальной кухни для себя не требовал и не имел. Кто не знал проводника в лицо, временами воспринимали его как обычного рядового подпольщика". Можете себе представить такого лидера сейчас?

Вероятно, в том числе и личное знакомство с жизнью Юга Украины побудило Шухевича пересмотреть концепцию дальнейшей деятельности УПА. Он решил начать работу по организации подполья на Востоке и Юге Украины. Связные командира объездили практически все областные центры на Востоке и Юге, там создавались конспиративные квартиры, перестраивалась вся сеть связей подполья. В начале 1950 года Шухевич разрабатывал план перенесения подпольных баз и строительства новых криївок, с учетом организации работы с молодежью, русскоязычными городскими жителями Восточной и Южной Украины.

Но этим планом не суждены было сбыться. 5 марта 1950 года Шухевич погиб в бою с отрядом МГБ при попытке его ареста... Во время второго визита в Одессу Шухевич, купаясь в море, потерял медальон с изображением Богородицы, который ему в детстве подарила мать. Он расценил это как дурное предзнаменование и по воспоминаниям Дидык сказал: "Значит, что я скоро погибну"...

Шухевич и Дидык направляются в Одессу. Кадр из к/ф "Нескорений"

В середине 1990-х годов имя Шухевича достаточно странным образом было присвоено переулку в центре Одессы. Согласно существующей городской байке, правдоподобность которой проверить сложно, это произошло следующим образом: при возврате улицам старых, дореволюционных названий, старое название было возвращено и улице Бебеля, которая стала называться Еврейской. Но на этой улице, в доме № 13 в Одессе располагается СБУ, которой такой свой адрес очень не понравился. Якобы тогда одесский мэр Эдуард Гурвиц решил показать СБУ (которое практически на 100% состояла из бывших кгбистов), что может быть название, которое не понравится им еще больше, чем "Еврейская" и переименовал переулок Грибоедова, который перпендикулярно пересекает Еврейскую улицы и на углу которого находится один из отделов СБУ, в переулок Шухевича. Имени более нелюбимого кгбистами не было. В 1997 году Гурвиц сказал: "Мы переименовали переулок Грибоедова в улицу Шухевича - врага КГБ, который сражался с кагэбэшниками в Западной Украине. И теперь наша СБУ находится на углу Шухевича и Еврейской". После ухода Гурвица новый мэр Руслан Боделан в 1999 году возвратил переулку дореволюционное название - Покровский. Во время своей второй "мэрской каденции" Гурвиц не стал уже ничего менять. Достаточно правдоподобное объяснение, почему имя великого украинского патриота было присвоено ничем не примечательному переулку из всего лишь 9 домов!

Одесса. Угол улицы Еврейской и Покровского переулка

В 2010 году группа одесских националистов назвала парк рядом с рынком "Южный" Парком именем Романа Шухевича, но официальной поддержки у городских властей эти действия не нашли.

С именем Романа Шухевича связано немало мест в Одессе и придет время, когда его имя будет должным образом увековечено.